"Я бы отменила лучше уроки литературы. Как это неприятно - читать то, что надо по программе, а не то, что хочется. А потом еще разглагольствовать на восьми страницах сочинения о том, что же имел в виду автор, создавая яркий, метафоричный образ своего героя", - это камент в моем блоге (пунктуация исправлена мной).
Погодите горячиться и кипятиться.
Два-три года назад один японский русист сделал новый перевод "Братьев Карамазовых" и "Преступления и наказания", тираж – внимание! – перевалил за миллион экземпляров (изданы были в карманном формате, правда книг пять). Японцы и ранее были уличены в любви к Достоевскому, но такого тиража не было никогда! Что же сделал с романом переводчик, профессор Камэяма? Убрал некоторые уменьшительно-ласкательные, вычеркнул лишнее, спрямил, сократил и вообще – отредактировал под время, под Японию, под молодежь.
Он ничего не исказил. Просто перевел даже не с языка на язык, а с времен на времена. К академическим изданиям прилагаются комментарии, коих бывает едва ли не больше, чем текстов. А как быть книге карманного формата и ее читателю, который живет в век скоростных поездов и широкополосного интернета?
Более того, упомянутый японский переводчик еще и дописал роман за Достоевского! По намекам и мельчайшим деталям понял, как сложится дальнейшая судьба героев. И изложил, как сумел.
Вот это я понимаю любить Достоевского! Такая любовь тинейджерам понятна. У них авторитет – не гранитный памятник, а блогер phedor. Он близок. С ним запросто можно переписываться, спорить. Даже дописывать.
- Зачем нам до тонкости знать все, что происходит в голове Раскольникова?
- Да-да, ну, что мы убивать кого-нибудь, грабить собираемся? Я понимаю, нас должны учить разбираться в людях. Но, извините, не в такой степени!
- Вот уж, простите меня, действительно беспросветная тьма, а не книга. Ни одного проблеска, будто все происходит в грязной луже.
Был бы жив Достоевский, всю ночь бы думал, что ответить старшеклассникам. Тяжелый питерский воздух свинцом давил бы легкие. Под утро силуэты домов растворились в тумане, хлопнула дверь парадного. Кто-то тихо вышел из дома, избегнув встечи с квартирной хозяйкой. «5 баллов, − вздохнув, набрал Федор Михайлович в ответ. − Пишите исчо».
А теперь откройте методичку по литературе и прочтите там… ну, хоть про Достоевского. Все те же железобетонные конструкции и противотанковые заграждения, все те же «в образе Мармеладова он показал»… «В этой повести Достоевский не изображает непосредственно переживания своего героя, но глазами его друга и сожителя».
И эти люди еще возмущаются «падонкафским» языком. Да он гораздо живее и ярче, чем язык их учебников! Кто-то, конечно, пытается, пишет новые пособия, проводит интерактивные уроки, но подчас выдает себя с головой: "Современен ли писатель и почему?", "С обществом произошли большие изменения. Сейчас легче ли живется детям, хорошо ли устроено общество?". Отвечайте, если сможете.
Да, кстати, чуть не забыла. Японский передовик-переводчик Камэяма потратил десять лет на свой перевод. Десять лет. Он пишет, что не спал ночами, когда нужное слово не приходило. А утром оно приходило – и тучи, раздвинувшись над вершиною Фудзи, луч пропускали к цветку голубой хризантемы.
Талантливый режиссер в этом месте поставил бы точку, потому что сюда приближаются. Завучи, горано и общественность с транспарантами.
Опубликовано
Посадская беседка
- 20:42:14 савл
- 21:08:36 Владимир Пахомов
- 09:07:54 савл
- 20:42:15 Владимир Пахомов
- 21:08:31 GT
- 08:41:51 савл
- 11:15:14 Владимир Пахомов
- 13:54:16 Владимир Пахомов
- 08:34:44 Дамир
- 11:45:56 савл
Комментарии
А мне кажется, что речь идёт не только о сюжете какого-либо произведения, но и о любви к родному ЯЗЫКУ и ЛИТЕРАТУРЕ!! Язык-не только средство общения, но и носитель духовности, то, что этнос объединяет! Всё-таки между фразами «гений чистой красоты» и «страшная, такая страшная..» - пропасть. И я не слышала чтобы японцы, к примеру, сокращали число своих иероглифов или другим способом выражали неуважение к своему языку !
Нет, а что, ведь дети то не читают настоящую литературу потому, что само обучение литературы ужасно. Меня до сих пор тошнит от "проанализируем стихотворение" - да скажите мне, как можно проанализировать полёт мысли? Особенно феерично:"автор хотел сказать..". Да он всё сказал уже что хотел. Или вечное клише "мысль семейная в.."
Самые стоящие книги (для себя) я прочёл уже после окончания школы - Ремарк, Камю, Пелевин, Стругацкие, Золя,Шаламов,Оруэлл. "Сто дней до приказа" вот автора забыл.
Литература должна именно знакомить детишек с сюжетами произведений, чтобы они сами решали, что читать.
А интернет до 18ти противопоказан.
Купил компьютер сыну\дочке - ставь браузером NCSA Mosaic, который в упор не видит веб-страницы web-2.0...
Олеся, это ты? 8 - )
Я тут типа инкогнито:)
где то слышал. помоему в аудио озвучке краткое изложение тиНами классики литературы. (изложение слэнговое и оч. вкратце. главное сама мысль произведения понятна_))
"изложение слэнговое и оч. вкратце. главное сама мысль произведения понятна"
А нах тада само произведение? )))
для школьниГов. которым читать влом это но суть на тройку должны знать.
Таких школьников надо гнать из школ палкой. В школу надо идти не штаны просиживать и оттарабанивать своё время, а за знаниями, которые кстати потом можно только за деньки получить. Ученье-свет, а не ученье- чуть свет и на работу!
ДеньГи через "г" пишется.
спасибо, я догадалась..) иногда мысли и руки работают не синхронно..)
Эх, так бы мыслить в 10-14 лет, когда только бы домой и гулять после уроков , это только сейчас понимаешь - вот, надо было английской получше учить, информатику полюбить и.т.
сейчас много целеустремлённых детей. Не то что в 80-90 гг. А 90-ые, это вообще потерянное поколение. Факт
Никто, кроме нас, взрослых, не виноват, что мы их потеряли. Это же так просто - поставить клеймо: "Вы - потерянное поколение! Отойдите в сторонку, мы новых воспитаем".
Да, ранее как-то более менее было одинаково, а сейчас такая большая разница в воспитании, образовании, кому-то только по подъездам сидеть, курить и пиво пить, а кто-то от компьютера не отходит, на курсах учится, в дополнительных школах занимается, а кто-то надеется на влиятельных родственников, что пристроят, но все равно без знаний почета и уважения достичь сложно..