Приходские церкви Сергиева Посада

Храмы города строились для жителей подмонастырских сел и слобод уже с XV в. в связи с возникновением первых территориальных обособленных поселений.

К концу XVII в. вокруг Троице-Сергиева монастыря сложились шесть приходов: Пятницкий (или Введенский) в Нижней Служней слободе и Рождественский в Верхней (или Нагорной) Служней слободе, расположенные к востоку от монастыря; Вознесенский в Иконной слободе на горе Волкуше (бывшая Терентьева роща) - к юго-востоку от монастыря; Успенский (или Никольский) в селе Клементьеве - к югу; Ильинский (или Казанский) в Пушкарской и Стрелецкой слободах - к западу и Воскресенский - к северу от обители, в Кокуеве.

Почти в каждом из шести тогдашних приходов, по традиции, существовало по две, стоявшие рядом церкви: теплая (зимняя) и холодная (летняя). Все они, кроме Введенской и Пятницкой церквей на Подоле, были тогда деревянными. К сожалению, ни одна деревянная церковь города не дошла до наших дней. Непродолжительный срок службы деревянных строений обусловлен не только недолговечностью самого материала, но и такими бедствиями, как частые пожары, вражеское разоренье и прочее.

В архитектурном отношении деревянные приходские церкви сел и слобод Троицкого посада XVII в. были двух основных типов: клетские и шатровые. Основой объемной композиции клетского храма являлась клеть - прямоугольный сруб. Для шатрового храма, основой которого могли быть и клеть и восьмерик, обязательным было пирамидальное завершение. К храмам, как правило, прирубались с запада трапезные палаты, а иногда и колокольни "на восемь стен", т.е. восьмигранные в плане.
Приходские церкви стояли на "церковной земле", принадлежавшей храму, на которой, кроме зданий самих церквей, находились дома церковного причта, а нередко и приходское кладбище. Многие храмы в XVII в. содержали нечто вроде богаделен для бесприютных вдов, бобылей и сирот. Традиция эта, впрочем, сохранялась и позже, вплоть до XX в. Храмы в городе строились в основном на средства прихожан, а изредка при помощи Троицкого монастыря. Почти все церкви, кроме Рождественской и Успенской, не имели в собственности пахотной земли.

В XVIII в. все Сергиевские приходы, за исключением Воскресенского, строят новые, весьма вместительные каменные храмы, причем каждая новая церковь ставилась на месте предыдущей или на небольшом расстоянии от нее.

Первая каменная церковь была поставлена прихожанами Верхней Служней слободы в 1736 г. во имя Рождества Христова. В 1769 г. строится Успенская церковь в селе Клементьеве, в 1773 г. - Ильинская в Пушкарской слободе и в 1779 г. - Вознесенская на горе Волкуше. Позже, уже в 1820 г., в Воскресенском приходе также появляется свой храм - Петропавловская церковь. Таким образом, в городе за несколько десятилетий было построено пять приходских церквей. Все эти храмы, включая Пятницкую церковь на Подоле, поставлены по одной и той же трехчастной схеме: храм, трапезная и колокольня соединены в один объем и расположены строго по горизонтали по оси восток-запад. Церкви Рождества Христова, Успенскую, Ильинскую и Вознесенскую можно отнести к барочному периоду, затянувшемуся для культового зодчества провинции вплоть до начала XIX в. К эпохе классицизма принадлежит Петропавловская церковь, в которой элементы последнего перевешивают барочные черты.

В первой половине XIX в. в городе были сооружены кладбищенские церкви, из которых лучше других сохранилась Всехсвятская (1834) на Кокуевском погосте, построенная в стиле классицизма. Храмы в честь Святого Духа (1832) на Клементьевском кладбище и во имя Всемилостивого Спаса (1854) на Вознесенском погосте, к сожалению, ныне утрачены.

В самом начале XX в. Сергиев Посад обогатился еще одним весьма оригинальным культовым сооружением - церковью Михаила Архангела в Красюковской "слободе". Эта постройка выпадает из рамок традиционного церковно-приходского строительства и является редким образцом архитектуры эпохи историзма.

С 1917 г. начинается сложный период в истории приходских церквей. В течение 20-30-х годов все храмы, за исключением Ильинского, были закрыты. В них поселяются новые хозяева - различные предприятия и учреждения, использовавшие церковные здания по своему усмотрению. Из приходских церквей больше других пострадал храм Рождества Христова, "упакованный" в кирпичное здание общежития трикотажной фабрики. Почти все храмы в той или иной степени подверглись грубым перестройкам и переделкам, а иногда и уничтожению. Так, в 1958 г. была разобрана единственная городская деревянная церковь, стоявшая в Ильинском приходе - храм Казанской Богоматери 1752 г.

В 1960 г. Постановлением Совета Министров РСФСР архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, а также четыре церкви города: Введенская, Пятницкая, Успенская и Ильинская были объявлены памятниками архитектуры республиканского значения. Принятие данного решения способствовало сохранению памятников и привлечению внимания общественности к их защите.
В начале 1990-х годов, в связи с изменением государственной политики по отношению к религии и церкви, почти все храмы города были переданы общинам верующих. Тогда же были начаты и продолжаются по сей день реставрационно - восстановительные работы по памятникам.
Приходские церкви играют важную роль в облике города. Их вертикали, отмечающие собой исторически сложившиеся центры подмонастырских поселений, подчеркивают особенность и своеобразие архитектурного пейзажа Сергиева Посада. Храмы города - ценнейшая часть культурного наследия края.
Т.Ю.Токарева
Сергиев Посад, 1997
Источник: Информационно-новостной сервер Сергиев Посад

Пользователи на сайте