"Где деньги, Зин?"

Коммунальная реформа и, в частности, стопроцентная оплата услуг, как нам объясняли, приведет к тому, что население будет жестко контролировать работу коммунальщиков. Это правда: чем больше сумма в конце счета на оплату услуг ЖКХ, тем чаще возникает желание снять трубку и заслушать отчет коммунальной службы на тему использования моих, заработанных непосильным трудом средств.
Ах, так? Лифт работает, вода течет, и в подъезде чисто вымыто? И за горячую и холодную воду берут исключительно по счетчику?
А температура? Температуру воды мерили? Почему она частенько чуть теплая? А потом вдруг идет горячая — так, что и претензии официальным порядком не предъявить?
Или квитанция на оплату услуг? В ней написано: "Дата последней оплаты (то есть предыдущей. — Авт.) — 25 августа". Да я в жизни не платила так поздно!
Внимательно смотрю квитанции и что вижу? Слева пробито, когда оплачено за квартиру. За апрель: оплата 12 мая, а согласно коммунальной квитанции (наша управляющая компания ввела в ней строку "дата последней оплаты") — 18 мая. Странно, сейчас не 90-е, когда платежи зависали в банках. За май: оплата 11 июня — а в квитанции стоит, что я платила 16-го. В июне все в порядке: плачу 15 июля (у нас квитанции приходят поздно), написано, что 17-го. Проверяю дальше. Июль: оплата 17 августа, а в квитанции напечатано, что я оплатила счет 25-го!
Так где "гуляют" мои деньги несколько дней в месяц? Пустяк, конечно, а неприятно. Приди я в банк и попроси хоть на неделю кредит — так ведь проценты возьмут? Я не против, но тогда где моя маржа? Пусть хоть три копейки, тут дело принципа.
С таким вопросом я и обратилась в бухгалтерию своей управляющей компании. Как там рассказали, они сами обращались по этому поводу в банки. И, например, Сбербанк объяснил долгое прохождение платежей тем, что раньше сведения об оплате за коммуналку якобы собирались по отделениям банка района и отправлялись в управляющие компании. А с недавних пор все данные стали вначале поступать в Москву, а уж оттуда — назад в район. Да что Сбербанк, некоторые другие банки задерживают сведения на сроки более месяца!
Если честно, версия показалась мне неправдоподобной. Возникла другая — подозрительная и корыстная: о сговоре, прокрутке денег плательщиков и т. д. И выяснив, что подобная ситуация не только в моей управляющей компании, но и в других на территории города, я позвонила в Сбербанк. Оказалось, что там не получали претензий от коммунальщиков. И, например, с одной из компаний, "Посад-Энерго", заключен договор, согласно которому платежи должны проходить в течение пяти рабочих дней. Задержку на несколько дней объяснили тем, что вначале платежки собираются, потом копятся, потом отправляются в коммунальные компании, потом там с ними работают свои бухгалтерии — и на всех этих этапах могут происходить накладки. Но, конечно, не по месяцу. В Сбербанке о ситуации знают и, более того, готовятся к переходу на электронный документооборот, что снимет проблему.
Мы назвали один банк и одну коммунальную компанию. Но, по нашим сведениям, Сбербанк — отнюдь не лидер в районе по задержке платежей. И еще: всех, с кем я разговаривала, изумляло: а что, собственно, нас, плательщиков, волнует, ведь пени не начисляются?
Отвечаю: это мы контролируем, как используются наши деньги. По назначению ли?
Имеем право: это последствия стопроцентной оплаты коммуналки. Вы — нам, мы — вам. Будьте любезны, отчитайтесь.
Галина Серова
Газета "Вперед