История Лавры в 20-40-е годы

Практически каждый назовет сегодня две даты в истории монастыря: 1920-й год – лавру закрыли, 1946-й год – ее открыли. Сами по себе сухие цифры мало что говорят, за ними – драматические события, сломанные людские судьбы, страдания сотен священнослужителей, в конечном счете эта страница истории – наша общая боль, годы безверия и сомнений.
Хронология беды.
Издревле считалось, что там, где звонят колокола, оттуда злые демоны, враждебные святости и миру, бегут, отступают. То пространство, на которое распространяется голос колокола, является недоступным влиянию темных сил.
…Когда в начале прошлого века малиновый звон Троице-Сергиевой лавры разливался на десятки километров вокруг, разве можно было тогда подумать, что через два с небольшим года после Октябрьской революции именно в центре русского православия сосредоточатся злые, разрушительные силы, и на целых двадцать пять лет русская святыня вынуждена будет хранить скорбное молчание.
Если излагать коротко, то выглядело это так. Учитывая источники, даты в этой главе приведены по старому стилю.
1919 год, 4 марта – наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кронид (Любимов) составил докладную записку о недопустимости вскрытия мощей преподобного Сергия.
11 апреля – состоялось вскрытие мощей преподобного Сергия. А незадолго до этого закрыли Московскую духовную академию, помещения которой заняли электротехнические курсы.
21 октября – лаврскую братию удалили из обители. Кто-то ушел в Гефсиманский скит, некоторые поселились на частных квартирах в Сергиеве. Архимандрит Кронид проживал в Гефсиманском, Параклитовом скиту, у Кукуевского кладбища. Он был уже стар и почти слеп.
10 ноября – президиум исполкома Сергиевского уезда принял решение о закрытии лавры ввиду нехватки помещений для школ, больниц и детских учреждений.
1920 год. 7 февраля – второе послание патриарха Тихона Ленину с просьбой оставить священные останки преподобного Сергия в лавре. 27 февраля и 10 мая эти просьбы были повторены.
20 апреля – в прессе опубликован Декрет СНК "Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры".
29-31 мая – архимандрит Кронид и братия лавры совершили последнее богослужение в Троицком соборе.
31 мая – лаврские колокола звонили в последний раз.
10 сентября – послание патриарха Тихона в приходы в связи с закрытием Троице-Сергиевой лавры.
Что было потом? Была страшная трагедия зимы 1929-1930 годов, когда со звонницы монастыря сбрасывали колокола. Мучительно умирали самые знаменитые российские "голоса"- "Царь", отлитый в 1748 году, "Годунов" или "Цареборисов"- отлит в 1602 году, "Корноухий"- в 1683 году. С каким остервенением воинствующие безбожники набрасывались на разбитые реликвии, видно на фотографиях писателя М.Пришвина, жившего тогда в нашем городе. Из 35 колоколов на звоннице уцелела треть.
В вихре строительства новой жизни в 1930 году сам город лишился исторического имени. Его хотели переименовать в город Первограмотный, а потом передумали, дошли до абсурда: назвали даже не по фамилии (Лубоцкий), а по псевдониму человека, который в нашем городе никогда не бывал.
Случались и неловкости. В 1925 году на 200-летний юбилей Академии наук прибыло много иностранных гостей. Их интересовала не только Москва, они захотели поехать в старинный Сергиев, услышать здесь знаменитый колокольный звон, о котором много читали, о котором им так захватывающе рассказывали эмигранты. Местные власти эту просьбу не выполнили, монастырь был закрыт уже пять лет. Сослались на отсутствие звонарей.
Но последний потомственный звонарь тогда был жив. Слепой монах, которого все звали Сережа, жил здесь, в городе, пропитание добывал игрой на баяне на разных вечерах и семейных праздниках…
Репрессии середины 30-х настигли и священнослужителей. В октябре 1937года наместник лавры архимандрит Кронид и большая группа его сподвижников была арестована, а в декабре того же года их расстреляли на Бутовском полигоне под Москвой.
Что еще происходило в эти годы? Часть богатейшей библиотеки мужской гимназии оказалась в городской средней школе им. А.М.Горького. В середине 20-х ценнейшие книги дирекцией школы были признаны "хламом", его рекомендовали передать в городскую публичную библиотеку, а если там откажутся – продать на вес кустарям-игрушечникам…
Без ухода и ремонта здания монастыря ветшали. Тускнели золотые купола, дожди смывали краску, осыпались карнизы, растрескивались фундаменты и стены. Особую опасность и тревогу вызывал фундамент колокольни, высота которой 88 метров. Администрация музея-заповедника решила снять с могил вокруг Трапезной и Успенского собора все надгробия, их обтесали в плиты и латали осыпающийся фундамент. Так были уничтожены монастырское и академическое кладбища. Так исчез веками создававшийся некрополь.
Прошлое уничтожалось бездумно и варварски, невольно задумываешься – ведь разрушители учились в школах, изучали историю и литературу, многих родители с детских лет водили в церковь. Что происходило с людьми? "Казалось, что прежний мир погиб навсегда, рушатся последние остатки культуры и через несколько лет всех нас скроет разливающийся океан всеобщей дикости"- из книги С.Волкова "Последние у Троицы".
А вот какое определение зла дал в газете «Известия» от 4 апреля этого года патриарх Алексий II: «Зло – это следствие неправильного употребления нашей Богоданной свободы».
 
Валентина Болотова. Газета "Вперед", Краеведческий вестник. Официальный сайт Администрации Сергиево-Посадского муниципального района .

Пользователи на сайте