Троице-Сергиева лавра... Православная святыня, монастырь и крепость, слившиеся воедино. Ее история начинается с XIV века, богатая событиями, чудесами и тайнами. Конечно, обо всех чудесах и загадках Лавры не расскажешь даже в толстой книге, а не то что в маленькой заметке, но о некоторых ее тайнах мы все-таки сегодня постараемся вам рассказать.
Первое упоминание о происходящих здесь чудесах доносится до нас из времен основания монастыря великим русским святым Сергием Радонежским...
Вероятно, еще до того как он пришел на гору Маковец, это место было хорошо известно жителям окрестностей. В “Житии Преподобного Сергия Радонежского” о нем говорится следующее:
Это место было Самим Богом предназначено к устроению обители: над ним и прежде видали достойные люди одни свет, другие огонь, а иные ощущали благоухание...
Подобные места часто были почитаемы нашими предками. Язычники устраивали на них свои капища, христиане ставили церкви и монастыри.
Сегодня такие необычные места принято называть аномальными, или местами силы.
Очень часто в подобных точках происходят самые необычные физические и психологические явления. Появляются столбы света, у людей возникают различные видения (часто религиозного характера), происходит оздоровление больных.
Вот, к примеру, еще один случай наблюдения в этом месте необычных световых явлений... Этому стали свидетелями люди, находившиеся на территории Лавры во время ее осады польско-литовским войском. Явление описано в книге “Осада Троице-Сергиевой лавры”. В сентябре 1606 года, как раз накануне Сергиева дня, присутствовавшие в обители были свидетелями необыкновенного, поистине чудесного явления, которое было всеми принято за особое знамение. Вот что повествует об этом правдивый летописец:
Священник, по имени Пимен, вечером горячо молился перед иконой Богоматери, проливая слезы... Вдруг он увидал из окна своей келии необыкновенный свет, яркий и ослепительный. В первую минуту, еще не поняв происхождения его, он подумал, что неприятели подожгли святую обитель и это горят монастырские здания. В испуге и смятении он поспешно выбежал из келии; выйдя на крыльцо, он увидал ярко сиявший огненный столп, который поднимался над самою церковною главою и вершиною своей достигал небес. Пимен еще более ужаснулся при виде этого чудного знамения и созвал братию и бывших в монастыре посторонних мирян; и вот собралась целая толпа народа, и все смотрели на огненный столп и дивились чудесному знамению. Так прошло несколько минут. Потом огненный столп начал мало-помалу опускаться, обратился в светлое облако и проник сквозь окно в соборный храм Пресвятой Троицы.
И сегодня вокруг Лавры продолжают рождаться легенды.
В архивах тех, кто занимается изучением аномальных явлений, хранятся описания наблюдений построек, животных, людей, к моменту наблюдения уже давно прекративших быть. Одни исследователи объясняют это проявлением “эффекта хронопортации”, другие говорят о голографических эффектах, третьи — о воздействии особого места на сознание человека.
Подобный феномен отмечен и у стен Троице-Сергиевой лавры, точнее, у одной из ее стен, а еще точнее — чудеса происходят... с самой стеной.
Мне не раз доводилось слышать рассказы о наблюдении возле лавры старой деревянной стены. Одни слышали об этом феномене от других, иные сами видели стену.
Странно все это: ведь кирпично-каменная стена с башнями, превратившая монастырь в мощную крепость, была выстроена взамен старой бревенчатой стены еще в 1540 — 1550-е годы.
Еще одна странность: люди, которые видели старую стену, никак не могут точно вспомнить, какой именно участок каменной стены “преображался” в бревенчатую; да и само осознание необычности увиденного приходило к ним уже позднее.
Несколько лет назад я столкнулся с продолжением легенды о чудесах вокруг лавры. Приехав в Москву к своему коллеге, я был просто потрясен, когда он спросил меня: “А что, пушечные ядра так и торчат из стены?”
Оказывается, он был уверен, что во время посещения Троице-Сергиевой лавры видел торчащие из монастырской стены пушечные ядра. Это произвело на него очень сильное впечатление. Он был изрядно удивлен, когда узнал, что участка стены “с торчащими из нее пушечными ядрами” реально не существует...
Слухи, сплетни, былички и предания... Все это создает особый местный фольклор вокруг истории и загадок монастыря.
Многие убеждены, что под Троице-Сергиевой лаврой сохранилась сеть длинных подземных ходов, связывающих лавру с окрестными монастырями и пустынями. Находятся даже те, кто утверждает, будто видел входы и даже ходил по этим подземельям. Информаторы как один утверждают, что ходы пребывают в очень плохом состоянии: частично затоплены, частично разрушены. Однако же реального подтверждения этому нет. И священники Лавры, и сотрудники музея-заповедника отрицают возможность их существования.
Однако об этом продолжают говорить. Находятся даже те, кто утверждает, что видел входы в эти подземелья и даже проходил по ним какое-то расстояние.
По различным рассказам, ходы достаточно большой протяженности соединяют Троице-Сергиеву лавру, Хотьковский Покровский монастырь (существует даже упоминание ширины подземного хода, ведущего из Лавры в Хотьково: “могла тройка лошадей проехать или две телеги разъехаться”), Пустынь Святого Духа Параклита, Гефсиманский и Черниговский скиты (есть рассказ о том, как во время Великой Отечественной войны из Лавры в Черниговский скит переносилось оружие и продовольствие), Свято-Смоленско-Зосимову Пустынь, Гермагеновский скит и Боголюбскую Киновею, а уж рассказов о локальных, небольших ходах и вовсе не счесть. На их основе можно даже попробовать создать схему легендарных подземных ходов Троице-Сергиевой лавры.
А вот и литературное упоминание об одном из таких “несуществующих” ходов из уже упоминавшейся сегодня книги “Осада Троице-Сергиевой лавры”:
...С своей стороны и воеводы русские — Голицын и Голохвастов — также начали принимать более серьезные меры, чтобы как-нибудь разузнать вернее, с какой стороны ведется подкоп под лавру. Для этой цели они отдали приказание разыскать и хорошенько расчистить тайник (тайный подземный ход), который был когда-то в старину проведен из “Сушильной” башни; ход этот вел под землю наружу, в поле, так что через него можно было выйти тайно из лавры в открытое место, на дно того оврага, который окружал всю обитель.
Конечно, вероятность существования столь длинных подземных ходов мала, скорее всего в основу легенды просто легла историческая и духовная связь монастырей Радонежья и память о соединяющих их дорогах, а вот короткие, выводящие в ближайшие окрестности Лавры тоннели вполне могли существовать, особенно если принять во внимание ее политическое и оборонное значение.
И все-таки мы еще и еще раз задаем себе вопрос, остающийся пока без ответа: “На самом ли деле существуют эти подземелья, или же они — плод человеческой фантазии?”
Алекей ЛИПКИН. Газета "Вперед". Официальный сайт Администрации Сергиево-Посадского муниципального района .
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
- 7921 просмотр