Ризница Троице-Сергиевой Лавры является одним из четырех корпусов Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника.
Двухэтажное здание Ризницы, сооруженное в 1782 г. по проекту архитектора В.С. Яковлева в строгих формах раннего классицизма, расположено вдоль западной стены Троице-Сергиева монастыря за Троицким собором, с которым соединено крытой папертью. В настоящее время здание используется для хранения и экспонирования произведений церковного искусства XIV–XVIII вв. из уникального собрания монастырской ризницы Троице-Сергиевой Лавры.
Ризница предназначалась для хранения древних монастырских ценностей, среди которых, по преданию, были личные вещи преподобного Сергия Радонежского: сандали, фелонь, келейные иконы, литургические сосуды, золотой крест присланный византийским патриархом Филофеем - а также вклады русских государей, представителей знатных родов и высшего духовенства.
В ризнице находятся подарки великого князя Василия III и царя Федора Иоановича. Целый комплекс прекрасных художественных памятников в разные годы был пожертвован в Троицкую обитель Иваном Грозным. Вкладам Бориса Годунова отведён целый зал: золотой оклад на икону "Троица", "Жемчужная пелена", золотые с чернью литургические сосуды.
Первую экскурсию по собранию "сокровищ" провел в 1920 году хранитель ризницы П.А.Флоренский.
Ризница Троицкого монастыря, насколько есть в ней предметов дорогих и драгоценных (насколько она есть ризница, так сказать, праздничная), составилась, подобно ризницам других монастырей, наибольшею частию из приношений и вкладов. Естественно, что в монастырь самый почитаемый, каков был и есть Троицкий, и вклады были делаемы и делаются самые богатые. А по сей причине совершенно естественно, что и ризница монастыря, составлявшаяся из таковых вкладов в продолжение пяти столетий, представляет богатство необыкновенное. Груды золота и серебра, масса драгоценных каменьев и жемчуга, самые дорогие, какие только могли быть приготовляемы и приобретаемы у нас, материи, возможно совершенные образцы вышивательного (золотошвейного) искусства – вот перед чем невольно разбегаются глаза у обозревателя ризницы и при созерцании чего вырываются невольные восклицания удивления. Но должно быть еще принимаемо, что старая ризница сохранилась до нас не в совершенной своей целости. Кроме того, что иное обветшало, иное переделано, иное по приказанию высшего начальства отдано в другие места, существуют основания допускать еще отдел иного, которое при стечении несчастных обстоятельств и без всяких обстоятельств было расхищено. (Е. Голубинский)
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
- 8705 просмотров