К концу XVII века относится также небольшое, но чрезвычайно интересное сооружение Троице-Сергиева монастыря – Надкладезная часовня близ Успенского собора.
Поставленная в одно время с Трапезной палатой и Царскими чертогами, выдержанная в таких же пышных формах с цветисто-пестрой раскраской, она выполняет роль связующего элемента между двумя этими зданиями. Веселая и нарядная, часовня вносит, кроме того, какое-то оживление и в композицию древней площади перед Успенским и Троицким соборами, подчеркивая ее масштаб. Своим происхождением Надкладезная часовня обязана роднику, открывшемуся на этом месте во время одного из ремонтов древней паперти, примыкавшей к Успенскому собору. Родник этот вначале был обстроен деревянным срубом в виде кельи, а впоследствии его сменила ныне существующая часовня.
Надкладезная часовня повторяет образец так называемых ярусных храмов, ставших одним из излюбленных типов московского церковного зодчества конца XVII века. На нижний прямоугольный четверик установлены три последовательно уменьшающихся восьмерика, увенчанных куполом и крестом. При относительно небольших размерах часовня Успенского колодца поражает изяществом пропорций и изысканностью своих форм. Кажется, будто строители после долгого и серьезного труда – возведения огромных зданий – как бы дали волю своему чувству и любовно вылепили эту игрушку, накинув на нее кружевной покров искусной каменной резьбы. Белокаменные витые колонки с причудливыми сплетениями из цветов и плодов располагаются парами по по углам четверика, обрамляют окна грани второго яруса.
Внутреннее пространство надкладезной церкви открыто от пола до купола; гладкие стены не имеют ни выступов, ни украшений. Памятник дошел до наших дней без существующих изменений, не сохранились лишь белокаменные шары над углами нижнего яруса, да снята часть фронтонов с криволинейной кровли восьмерика.
Первоначальная часовня примыкала к паперти Успенского собора, но после разборки последней стала самостоятельным центрическим объемом, что значительно усилило ее выразительность. Своими небольшими размерами, многогранной формой, насыщенностью резьбой и цветом Надкладезная часовня резко контрастирует с огромным Успенским собором и его гладкими белыми стенами. Но этот контраст гармоничен, он усиливает впечатление монументальности одного и почти ювелирную отделку другого сооружения.
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
- 5724 просмотра