Началась история этого промысла в усадьбе Мамонтовых в Абрамцево.
Савва Иванович Мамонтов смог объединить вокруг себя молодых художников. Он стремился дать возможность художникам выявить, раскрыть свой талант и свою индивидуальность. Интерес к древнерусскому искусству и к его месту в современности собрал в Абрамцеве таких художников как Репин, Поленовы, Васнецов, Антокольский, Врубель, Нестеров, Коровин, Суриков, Якунчикова, Малютин, Давыдова и другие. Обращение к народному искусству членов Абрамцевского кружка побудило их организовать столярную мастерскую.
Целью Абрамцевской мастерской было общее для кружка направление - обогатить повседневность искусством, связанным с народным творчеством, противопоставить красоту и рукотворность кустарных изделий стандартной продукции промышленности, воссоздать и передать произведениями мастерской эстетическое чувство русского народа. Организатором мастерской была Елизавета Григорьевна Мамонтова, супруга Саввы Ивановича. Она пригласила в качестве художественного руководителя мастерских талантливую художницу Елену Дмитриевну Поленову, младшую сестру Василия Дмитриевича Поленова.
Собранные в окрестных деревнях и сёлах деревянные изделия с резьбой послужили основой при разработке художницей собственных эскизов. Всего по эскизам Е.Д. Поленовой было выполнено более 100 образцов разнообразных изделий: шкафчиков, полочек, аптечек, рамок, буфетов, скамеек и т. д.
Особенностью произведений Абрамцевской мастерской стало то, что столярные изделия украшались трёхгранно-выемчатой, плоскорельефной и контурной резьбой. Мамонтова приглашает работать в мастерскую талантливых резчиков - «самоучек» из окрестных деревень. И ежегодно - сначала на трёхгодичный, а затем на четырёхгодичный курс бесплатного обучения - в мастерскую принимались закончившие начальную школу мальчики из окрестных деревень - пять или шесть в год, не более.
Благодаря Мамонтовой и Поленовой в мастерской была создана особая нравственная атмосфера, воспитывающая в учениках любовь к творчеству, уважительное отношение к традициям национальной культуры. Поддерживалась и всячески поощрялась творческая инициатива учеников. Здесь не только учили ремеслу, т.е. резать по дереву, но и рисунку, композиции, много читали вслух. Многие мальчики, пройдя курс обучения и став резчиками, оставались здесь работать и в дальнейшем.
Среди учеников Поленовой был сын кудринского плотника Петра Степановича Ворноскова - Василий. Он рано проявил себя как талантливый резчик. Успешно пройдя весь курс обучения в мастерской, Василий Ворносков, впрочем, как и все выпускники мастерской, получил от Елизаветы Григорьевны Мамонтовой набор инструментов для резьбы, столярной и токарной работы. В дальнейшем он успешно сотрудничал с Абрамцевской мастерской, земской столярной мастерской Сергиевского посада и Кустарным музеем в Москве, выполняя для них резные работы.
В начале 1900-х годов в собственном доме в деревне Кудрино Василий Ворносков открыл семейную мастерскую. В ней работал сам хозяин, его братья и жена. В 1906 году по инициативе Кустарного музея В.П. Ворносков здесь же открыл (преобразовал семейную) учебную мастерскую, в которой работало 8 семейных и 13 наёмных мастеров, а также 5 мальчиков - учеников. Именно из этих первых мастерских берёт своё начало промысел, получивший впоследствии название Абрамцево-кудринской резьбы.
В.П. Ворноскову, благодаря его природной одаренности, трудолюбию, виртуозному владению различными техниками резьбы, удалось органично соединить традиционные приёмы, орнаментальные мотивы резьбы с новыми способами обработки дерева. Используя опыт творческого осмысления народных традиций, накопленный к началу 1900-ых гг. художниками Абрамцевского кружка, он смог своими работами утвердить яркое, оригинальное направление в резьбе. Его основными признаками являются: уплощенный густой («ковровый») рельефный узор с мягкими заоваленными краями, отделка потравами (морение) различных оттенков, полировка или лакировка выступающих частей узора. Углублённый матовый фон выявляет блестящий отполированный рельеф. Богатую орнаментальную основу композиции составляют конкретные природные растительные формы в виде побега или пышной ветви с пальчатыми листьями, шишечками, цветами, фигурами птиц, зверей, рыб.
Рассказывая об отце, один из сыновей Василия Петровича подчеркивал, что Поленовские орнаментальные композиции, словно сплетённые из лесных трав, луговых цветов, подсказали Ворноскову его тему в орнаменте. Ею стала - тема русского леса, с изображением деревьев и трав, а также птиц, зверей и рыб.
Ворносковым было усовершенствовано и разработано несколько приёмов создания рельефа и фона. Среди них резьба с заоваленным контуром, «подушечным» и «подборным» фонами. Он строит свои узоры на плавных ритмах. В процессе творческого развития композиции предметов обогащались орнаментальными мотивами памятников древнерусского искусства, крестьянских набивных досок («манер») и пряничных досок. Яркая декоративность и широкие вариативные возможности «ворносковской» резьбы позволили использовать её для украшения разнообразных столярных, долблёных и токарных изделий: шкафов, полочек, шкатулок, ковшей, братин, ваз, блюд, а также декоративной скульптуры и многого другого.
Промысел активно работал до революции, пережил трудную пору гражданской войны и послевоенной разрухи. Смело можно сказать, что Абрамцево-кудринский промысел это результат совместной работы художников профессионалов и народных мастеров.
Продолжателями дела Василия Петровича Ворноскова стали его ученики мастера, а также его дети и внуки. Традиции развивали мастера-резчики И.В. Гуляев и М.В. Артемьев. Один из самых талантливых мастеров промысла - Михаил Васильевич Артемьев (1912 г.р.) - обогатил орнаментальные мотивы резьбы введением новых элементов, таких, как советские эмблемы, мотивы фруктов.
Благодаря наличию квалифицированных мастеров-резчиков, были организованы артели и в других деревнях вокруг Абрамцева - в Хотьково, В Ахтырке, в Мутовках, Быково, в Митино и Лешково. В 40-е годы после ряда преобразований была образована «Ахтырская артель столярно-художественных изделий» с правлением в Хотькове. Она объединила мастеров из 4-х отделений:
1. Мутовское отд. - 15 мастеров;
2. Ахтырское отд. - 35 мастеров;
3. Кудринское отд. - 90 мастеров;
4. Хотьковское отд. - 60 мастеров.
Первое послевоенное десятилетие явилось сложным периодом восстановления промысла. Традиционный ассортимент со сложным художественным декором был потеснён простыми предметами детской и кукольной мебели, вешалками для полотенец, токарными карнизами. Художественные резные предметы изготавливались в Кудринском и Ахтырском филиалах артели.
И всё же именно в эти годы М.В. Артемьев работал над совершенствованием техники резьбы, делал попытки введения в композиции предметов сюжетных сцен на современные и исторические темы.
В 1960 г. артель была преобразована в «Хотьковскую фабрику резных художественных изделий». Для неё бьли построены новые производственные корпуса.
В 1960-80 гг. наиболее яркой фигурой, определившей лицо промысла, была Тамара Владимировна Альхимович, член Союза художников России с 1975 года. Выпускница Московского художественно-промышленного училища им. Калинина, Т. Альхимович начала свою деятельность на промысле как мастер-резчик. Она научилась украшать традиционные изделия растительным и геометрическим орнаментами, освоила тонкости отделки - полировку, морение, тонировки, лакирование и вощение. Вместе с Альхимович на фабрике работала целая плеяда талантливых художников: В.П. Виноградов, Л.В. Баркан, Б.Я. Семеньков, В.А. Ермилов, Г.И. и Н.Н. Симанкины.
В 1993 году фабрика была преобразована в ОАО «Народное искусство», из многочисленного коллектива там осталось 3 резчика. Многие художники-резчики продолжают работать в своих домашних мастерских, выполняя частные заказы. Одним из постоянных заказчиков является Русская Православная церковь. Ведущим хранителем и продолжателем традиций промысла сегодня является АХПК им. Васнецова - наследник Абрамцевской столярной мастерской.
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
- 6968 просмотров