Архитектура XVI столетия представлена в Троице-Сергиевой Лавре огромным Успенским собором (1559-1585); он строился на средства Ивана Грозного, который пожелал поставить в монастыре храм по образцу главного собора Московского Кремля. Следуя воле царя, монастырские зодчие соорудили торжественный и строгий, полный величавого спокойствия храм, почти точно повторили формы кремлевского Успенского собора. Его внушительный объем, увенчанный пятью тесно поставленными главами, стал основной объемной доминантой всего монастырского комплекса. Большие плоскости беленых стен, завершенные волной полуциркульных закомар, украшены аккуратным поясом из тонких полуколонок – мотив, характерный для Владимиро-Суздальской архитектуры и вновь утвержденный на московской земле. В отличие от кремлевского образца, монастырский храм сложен не из камня, а из кирпича; шесть его пилонов, несущих своды и барабан, получили не круглую, а традиционную прямоугольную форму сечения, а по всему западному фасаду, выходящему на древнюю площадь, была прибавлена открытая сводчатая паперть.
В период строительства колокольни центральный барабан собора был значительно надложен в высоту, а купола получили сочную луковичную форму (1753), а затем эффектные украшения в виде накладных золотых звезд разного размера (1806); все это придало Успенскому собору своеобразный и глубоко индивидуальный облик, так не похожий на исходный образец. Измененное пятиглавие собора можно причислить к ряду тех удачных находок, которые вносят особый колорит в художественный облик ансамбля и надолго запоминается в качестве его характерного образа или символа.
В церкви четыре престола: главный – в честь Успения Божией Матери и боковые – во имя великомученика Феодора Стратилата (память 8 февраля и 8 июня), мученицы Ирины (16 апреля) и Николая чудотворца. Два первых придела, находящихся в двух южных боковых отделениях алтаря и посвященных ангелам царя Федора Ивановича и его супруги, устроены при самом построении церкви; а третий придел – во имя Николая Чудотворца, находящийся в крайнем северном предалтарии, устроен во время осады лавры поляками как обетная церковь по случаю свирепствовавшей в монастыре повальной болезни цинги и освящен 9 мая 1609 года.
В главном алтаре собора запрестольный крест утвержден над двуглавым орлом, который, по преданию, вырезан Петром Великим. Пятиярусный, резной, огромных размеров иконостас сделан на месте первоначального в половине прошедшего столетия. Расположение рядов икон в нем иное, чем в Троицком соборе, а именно совсем то, какое принято в настоящее время, то есть местные иконы, праздники, ряды – апостольский, пророческий и праотеческий. Из четырех серебряных риз на местных иконах три ризы – на иконах св. Троицы, Спасителя на престоле и Успения Божией Матери – сделаны в 1854 году Московским купцом Е.К. Маловым, а четвертая риза – на иконе Благовещения – сделана на монастырский счет в 1880 году. Серебряные лампады перед местными иконами, в числе 9, даны царями Иоанном и Петром Алексеевичами в 1686 году, как видно из сделанных на них надписей. В алтаре вдоль иконостаса, поверх дверей, устроены, подобно тому как в Московском Успенском соборе и некоторых других больших старых (сохраняющих старые, ХVIII века, иконостасы, например в Московском Донском монастыре, соборе г. Смоленска и др.) церквах, три ряда, или три яруса, хоров (галерей). На хорах этих поют певчие в праздник Успения Божией Матери, причем для того, чтобы пение слышно было в церкви, вынимаются из верхнего ряда иконостаса несколько икон (а назначение этих хоров есть то, чтобы в случае нужды и по мере нужды вынимать с них иконы из иконостаса и чтобы вообще при помощи их содержать в опрятности сей последний). (Из описаний Е. Голубинского).
Под стать величественному собору и фресковая живопись, покрывающая его стены, столпы и своды. Она была выполнена в 1674 г. артелью ярославских и троицких иконописцев, возглавляемых известным мастером Дмитрием Григорьевым. Особую торжественность внутреннему убранству собора придает огромный пятиярусный резной иконостас начала XVIII в. с иконами XVII в. и два прекрасных бронзовых паникадила работы Оружейной палаты (XVII в.).
В соборе находятся надгробные памятники над погребенными в нем: в северо-западном углу – королевой Марией Владимировной и ее дочерью, королевной Евдокией; по южной половине западной стены, или направо от входа, – архиепископом Рязанским Моисеем, архиепископом Московским Августином и митрополитом Московским Макарием.
Главной святыней собора являются покоящиеся в нем мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского, открытые для поклонения в теплое время года, когда Успенский собор становится главным храмом, в котором совершаются монастырские богослужения: всенощные бдения (начало в 17 час.) и Божественные литургии (начало в 5 час. 30 мин. и в 9 час. 30 мин.). В крипте собора совершаются водосвятные молебны (начало в 9 час. и 12 час.) и раздается освященное масло.
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
- 16673 просмотра