Троицкий собор стоит в Троице-Сергиевой Лавре на месте трех последовательно сменявшихся деревянных церквей. Он отмечает собой тот исторический центр, вокруг которого происходило все последующее формирование ансамбля. Как главная святыня монастыря, собор больше и чаще всех остальных подвергался различным дополнениям и переделкам.
Преподобный Сергий, удалившись для подвижничества в лесную пустыню, начал с того, что поставил себе в пустыне церквицу, или маленькую церковь, во имя святыя Троицы; эта церквица, или маленькая церковь (подразумевается деревянная, как и две последующие до нынешней), и была родоначальницей нынешнего Троицкого собора. Спустя некоторое время после того, как около пустынной келии преподобного Сергия составился монастырь, он получил возможность заменить маленькую церковь большой, или настоящей, церковью, что он и сделал. Эта вторая его церковь сгорела в 1408 году, в нашествие Едигеево, когда Татарами выжжен был весь монастырь. Вместо сгоревшей церкви преподобный Никон, преемник преподобного Сергия, при котором имел место пожар, поставил в возобновленном им монастыре третью церковь святой Троицы, которая освящена была 25 сентября 1411 года. В 1422 году при том же преподобном Никоне были обретены нетленными мощи преподобного Сергия, и над мощами Сергия Никон решил поставить вместо деревянной церкви, какова была поставленная им, как и две предшествующие, поставленные самим Сергием, каменную церковь; эта каменная церковь святыя Троицы, построенная преподобным Никоном, и есть доныне существующий Троицкий собор. (Из описаний Е. Голубинского).
Исследования показали, что Троицкий собор представляет собой наиболее совершенный образец того нового типа храма, который был выработан на московской земле в годы высокого подъема национального искусства, последовавшего за знаменитой победой на Куликовом поле. Это относительно небольшая четырехстолпная церковь с одной главой и тремя невысокими апсидами. Несмотря на небольшие размеры, Троицкий собор производит впечатление величественного и мощного сооружения; весь его облик как бы подчеркивает мемориальное значение храма, поставленного над гробом Сергия Радонежского. Так, необычен эффектный наклон стен к центру здания (45 см), придающий ему особую зрительную устойчивость и вместе с тем устремленность ввысь. Такое впечатление усиливается пирамидальным сужением кверху высокого барабана и его постамента, а также последовательным применением подобного приема в построении порталов, окон и т.д.
Стены собора выложены из правильных блоков белого камня, а узкие и редко расположенные щелевидные окна подчеркивают толщину и массивность его конструкций. Единственным украшением фасадов собора служит широкий пояс из трех лент искусно высеченного орнамента, он как бы стягивает тело храма, разделяя его на две неравные по высоте части, а также огибает верх алтарных апсид и завершает высокий барабан главы.
Для интерьера Троицкого собора характерно единство пространства и ясно выраженная устремленность вверх. Все своды и арки плавно переходят из стен, не нарушая их плоскости. Известно, что игумен Никон «умолил» взять на себя этот труд лучших иконописцев того времени – Андрея Рублева и Даниила Черного. Руководство а также непосредственное участие в исполнении росписей и икон для иконостаса храма стало их последней работой.
Иконостас Троицкого собора – уникальный памятник московской школы живописи начала XV века. Он состоит из пяти ярусов, 40 икон его трех средних рядов полностью сохранились от времени сооружения храма и выполнены если не всегда самим Андреем Рублевым, то под его непосредственным руководством.
В настоящее время надоконный верх остающейся открытою алтарной стены собора и простенки между дверями и окнами северной паперти покрыты священными изображениями, причем над окнами алтарной стены – так называемые клейма, или священные изображения в круглых и круглоовальных рамках (в две линии – под кровлей над карнизом, который по причине позднейшей надкладки расположен довольно низко, и под карнизом над окнами), а в простенках между окнами паперти – изображения отдельных святых в натуральную величину, все же свободное пространство алтарной стены и папертных стен окрашено бледно-розовой краской.
Рака с мощами преподобного Сергия находится у южной стены церкви подле иконостаса, или между алтарной стеной и южными дверями в церковь. По изнесении из земли в 1422 году мощи переложены были из гроба, в котором они находились в земле, в нарочито приготовленную раку. Рака эта была также деревянная, как и гроб, а отличалась от него, как должно думать, большим или меньшим украшением посредством резьбы, раскрашения, посеребрения или золочения. В деревянной раке мощи преподобного Сергия находились до 15 августа 1585 года, когда они переложены были в серебряную позолоченную раку, устроенную царем Иваном Васильевичем Грозным при участии некоторых других чтителей памяти преподобного (по крайней мере, тетки его, государя, – княгини Старицкой Евфросинии, и сына последней, а его, государя, – двоюродного брата, князя Владимира Андреевича). Имеем указание, что рака эта приготовлялась не менее 25 лет, и прямое известие, что она приготовлялась именно 29 лет. В 1737 году императрица Анна Иоанновна устроила над ракой великолепную серебряную сень на четырех столбах, на которую пошло серебра более 25 пудов. С открытых сторон раки, одной продольной и одной поперечной, вставлены между низами столбов сени – служащие вместо решеток глухие засторонки, или стенки, которые имеют такой вид, что как будто составляют вторую раку, или футляр для раки, почему и можно встречать в описаниях не совсем правильные, или неточные, речи, что Анна Иоанновна сделала около раки Грозного другую раку. У раки преподобного находятся иконы его «моления», или бывшие его келейные, – Богородицы Одигитрии и Николая Чудотворца. (Из описаний Е. Голубинского).
Троицкий собор является самым святым местом Лавры и выдающимся архитектурным памятником России.
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
- 15587 просмотров