Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник создан по Декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 апреля 1920 г. «Об Обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Организация музея была подготовлена Комиссией по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, созданной в 1918 и проработавшей до 1925 года. В ее состав входили видные деятели культуры и представители Русской Православной церкви: П.А. Флоренский, Ю.А. Олсуфьев, А.Н. Свирин, Т.Н. Александрова-Дольник, П.Н. Каптерев, И.Е. Бондаренко и другие.
К концу 1919 года Комиссией в основном была окончена работа по первичному описанию коллекций (около 10 тыс. ед.хр.), что позволило приступить к организации музея. В комиссию по его созданию вошли крупнейшие русские ученые: И.Э. Грабарь, П.П. Муратов, Н.М. Щекотов, М.С. Сергеев.
Первым директором музея стал художник и общественный деятель В.Д. Дервиз, первым хранителем – историк искусства А.Н. Свирин. В течение 1924-1925 гг. Комиссия окончательно передала свои функции Сергиевскому историко-художественному музею. Именно в эти годы были определены главные направления всей его будущей деятельности.
Основу музейной коллекции составило собрание древнерусского искусства. В 1920-е гг. экспозиции и выставки представляли практически всю монастырскую коллекцию. Однако возобладавшее в 1930-е гг. в работе музея антирелигиозное направление фактически привело к их закрытию. Характерны названия экспозиций этого периода: «Лавра и ее связь с самодержавием в эпоху феодализма», «Быт высшего духовенства». В этот период часть предметов из бывшей монастырской коллекции была передана в Гохран и в другие музеи.
С первых лет существования музея начинается реставрация архитектурных памятников Троице-Сергиевой Лавры, к которой были привлечены лучшие специалисты: П.Д. Сухов начал работы по Троицкому собору, П.Д. Барановский создал на основе обследования модель реконструкции Духовской церкви.
В 1938 году был принят Генеральный план реставрации И.В. Трофимова, созданный при участии А.В. Щусева. Общее руководство реставрационными работами в соответствии с Генеральным планом осуществлял Ученый Совет музея, в состав которого входили выдающиеся деятели культуры: И.Э. Грабарь, А.В. Арциховский, С.В. Бахрушин, М.В. Нестеров и другие.
Уже в первые годы своей работы музей включил в сферу своих интересов вопросы истории местной художественной культуры. Организация музея привлекла творческую интеллигенцию города, и членами Комиссии по охране памятников становятся художники М.В. Боскин, В.И. Хрустачев, В.Ф. Мей, В.И. Соколов, некоторое время ею руководивший. Самая первая выставка, организованная ими, открылась в декабре 1920 года. На ней было представлено 200 работ, знакомивших с иконографией Лавры.
Следующим шагом музея в изучении художественных традиций города стала выставка кустарных изделий 1922 года. Вдохновителем и организатором ее был В.И. Соколов, игравший заметную роль в развитии кустарных промыслов города. В 1930 году выставочные образцы влились в основное собрание историко-художественного музея, в составе которого образовалась значительная коллекция народного искусства и художественных промыслов.
Не случайно, что в 1941 году в Загорский музей (в 1930 году г. Сергиев переименован в Загорск) поступила коллекция московского Музея народных художественных ремесел, собранная известными исследователями народного искусства: И.П. Званцевым, Г.С. Масловой, В.Н. Белицер (поволжская домовая резьба, образцы вышивки, костюмов, творчества финно-угров Среднего Поволжья).
В годы Великой Отечественной войны наиболее ценные коллекции музея, прежде всего древнерусские, эвакуировались за Урал, часть собрания оставалась на территории Троице-Сергиевой Лавры. Однако уже в 1942 году в музее проводились экскурсии, в 1943 году его посетили 15712 человек, в 1944 - 20081.
В послевоенные годы начинается новый период в истории музея. С 1946 года восстанавливается действие мужского монастыря, а впоследствии и Московских Духовных школ, возобновляется богослужение в храмах. Музей с этого времени располагается только в комплексе зданий вдоль западной линии крепостных стен. Новые условия функционирования памятников потребовали активизации работ по реставрации архитектурного ансамбля. Они осуществлялись совместно с Московской Патриархией. Вместе с тем наблюдалась преемственность Генплану 1938 года. Идеи, заложенные в этом документе, получили развитие в реставрационных работах 1950-1970-х гг. под руководством В.И. Балдина. Его научные изыскания нашли отражение в комплексном проекте реставрации Лавры 1963 года, по которому памятникам возвращался наиболее выразительный облик (авторы В.И. Балдин и А.Г. Устинов).
Экспозиции создаются на основе серьезных научных изысканий и приобретают системный характер: «Древнерусское искусство XIV-XVII вв.» (1946 г.); «Народное художественное творчество» (1947 г., переделывалась в 1952 г.); «Русское искусство XVIII» (переделана в 1954 г. в новую – «Русское прикладное искусство XVIII-XIX вв.»).
В последующих экспозициях 1974 года, «Древнерусская живопись» и «Древнерусское прикладное искусство», за основу были взяты ранее оправдавшие себя научные принципы и методы показа. Создание этих экспозиций стало возможным благодаря успешной работе музейных реставраторов.
Одновременно с исследованием древних коллекций началось изучение народного и современного декоративно-прикладного искусства, представленного к тому времени не коллекциями, а лишь отдельными разрозненными группами произведений. Оно шло главным образом путем организации ежегодных (с 1953 г.) экспедиций в различные центры русского народного искусства. Экспедиции музея работали в 20 областях. Благодаря усилиям нескольких поколений специалистов собрание народного искусства музея – одно из самых полных и крупных в нашей стране.
Огромная собирательская и исследовательская работа явились мощным стимулом для создания экспозиций, которые определили с начала 1970-х годов новый этап истории музея. На площади 4 600 кв.м. была развернута стройная система экспозиций: «История Троице-Сергиевой лавры», «Некрополь Троице-Сергиевой лавры», «Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры и методы его реставрации», «Древнерусская живопись XIV-XVII вв.», «Древнерусское прикладное искусство XIV-XVII вв.», «Русское искусство XVIII- начала ХХ вв.», «Русское народное искусство XVIII- начала ХХ вв.», «Современное декоративно-прикладное искусство».
В 1980-е годы в научной работе музея появилось новое направление — изучение археологии местного края. С этого времени ведется систематическое накопление материалов, осуществляются археологические разведки, раскопки, собираются документы, сведения, приобретаются произведения, организуются интересные выставки. В 1997 году музей впервые организовал международную конференцию «Каменный век европейских равнин». Основанием для ее проведения стали успехи музейных сотрудников в изучении археологии Сергиево-Посадского края.
Одновременно сотрудниками музея была проделана огромная работа по подготовке пакета научно-технической документации для включения архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой Лавры в почетный список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, что и произошло в 1993 году.
Новый этап в истории музея начался в 1990-е гг. В 1992 году распоряжением Президента России Сергиево-Посадский музей-заповедник был отнесен к особо ценным объектам национального культурного наследия Российской Федерации. Этим же распоряжением все здания в пределах крепостных стен, кроме Ризницы и Наместничьих покоев, переданы в полное хозяйственное ведение Московскому Патриархату. Музею были предоставлены помещения в исторической части города. На территории Троице-Сергиевой Лавры осталась экспозиция, демонстрирующая монастырскую часть коллекции, - «Ризница Троице-Сергиевой Лавры XIV-XIX вв.».
В период 2001-2005 гг. музеем проделана огромная работа по переводу остальных коллекций. В отреставрированных помещениях памятника архитектуры XVIII – ХХ вв. (часть залов находится в процессе реставрации) «Конный двор» открыты экспозиции и выставки, которые уже во многом раскрывают особенности музейного собрания. Несмотря на сложные обстоятельства, в которых пришлось перемещать более 100 тысяч экспонатов, удалось сохранить целостность коллекции.
Освоение новых площадей стимулировало развитие экспозиционно-выставочной деятельности. На основе новых, формировавшихся в 1980-е гг. коллекций были созданы экспозиции «Древнейшее прошлое Сергиево-Посадского края» и «История Сергиева Посада ХХ века». Экспозиция «Ризница Троице-Сергиева монастыря XIV-XIX вв.» отразила целостный подход к демонстрации всего комплекса исторически сложившихся в монастыре коллекций.
В 1980-х годах активизировалась работа по изучению истории, культуры и архитектурных памятников Сергиево-Посадского края. Большую работу проводит краеведческий отдел музея по сбору предметов быта и старых фотографий, организации различных выставок. Этот период отличает разнообразная по своему характеру выставочная деятельность музея – это и показ новых поступлений (экспедиционные привозы), и новых открытий реставрации, и результатов изучения фондов, и работ современных художников. С 1995 года особую популярность получили ежегодные выставки-конкурсы, известные под названием «Осенний салон», организуемые совместно с администрацией города и городским отделением Союза художников.
Режим работы музея
Музей открыт для посетителей ежедневно с 10.00 до 19.30. Выходные дни экспозиций:
в Ризнице - понедельник, вторник;
в Историко-архитектурном комплексе «Конный двор» - понедельник, четверг;
в Главном корпусе - вторник, четверг;
в Краеведческом корпусе - понедельник, вторник;
В последнюю неделю каждого месяца проводятся санитарные дни:
в Ризнице - пятница;
в Конном дворе и Главном корпусе - среда;
в Краеведческом корпусе - четверг.
Пр. Красной Армии, д. 144, Тел. (495) 786-27-08
Заказ экскурсий: тел./факс 8 (49654) 0-53-42
Официальный сайт музея

Пользователи на сайте