Историческая справка
В 1948 году администрацией оптико-механического завода было принято смелое решение: на том месте, где до войны был заложен фундамент дома культуры, начать возведение Дворца культуры по проекту известного архитектора Николая Александровича Метлина. Конечно, нашлись скептики, которые считали невероятным в условиях послевоенной разрухи бросить большие денежные средства на объект не самой первой необходимости. Нет дорог, не хватает жилья, люди еще плохо одеты, говорили они, а тут Дворец! Это же утопия.
Нет, говорили другие, Дворец – это будущее завода, это светлая прекрасная мечта, которую мы должны сделать явью.
18 мая на строительной площадке начались подготовительные работы. С тех пор ни одно совещание, ни одна конференция, ни одно собрание не обходились без обсуждения вопроса о ходе строительных работ.
Сегодня невозможно подсчитать, сколько на строительстве Дворца было проведено воскресников и субботников, сколько перекидано земли, перенесено кирпича, размешано раствора. Стройка была объявлена народной, труженики завода были главной ее рабочей силой. Завод строил ДВОРЕЦ. На пустыре, в окружении одноэтажных домиков вырастало величественное здание. Вопреки правилам орфографии слово Дворец стали писать с прописной буквы в знак преклонения перед этим сооружением. Огромная ответственность легла на заводских строителей, которые впервые выполняли столь уникальные строительные работы.
В то время директором завода был Сергей Васильевич Аленичев, ОКС возглавлял Георгий Александрович Карпенко, главным инженером ОКСа был Михаил Иванович Гундоров, старшим прорабом стройки Василий Дмитриевич Марков. Лепные украшения Дворца выполнены золотыми руками мастеров бригады под руководством Ивана Алексеевича Киселева. Большой помощью в завершающей стадии работ стал приказ министра оборонной промышленности Д.Ф.Устинова, в соответствии с которым проектный институт ГСПИ-7 осуществлял постоянный контроль за проведением строительно-монтажных работ с выездом специалистов на объект, выделялись фонды на недостающие материалы. Автор проекта
Н.А. Метлин осуществлял еженедельный контроль за качеством работ. Для проведения специальных работ (электроосвещение, оборудование сцены и т.д.) были привлечены специализированные организации из Москвы. Ряд предприятий Москвы выполнял заказы по изготовлению кресел, осветительных приборов, скульптуре и др. Многие изделия изготовлялись цехами завода.
Источник - официальный сайт ДК им. Гагарина
Дворец: народный, культурный, самый лучший
В 1954 году в Загорске произошло событие, сыгравшее важную роль в развитии культуры нашего района. Накануне празднования 37-й годовщины Октябрьской революции в городе торжественно открылся Дворец культуры, которому впоследствии присвоили имя первого космонавта Юрия Гагарина.
Дворец строил Загорский оптико-механический завод при участии многочисленных смежных организаций. Архитектор Николай Александрович Метлин, работавший в проектной организации Министерства обороны, разработал и воплотил в жизнь проект невиданного для скромного провинциального города монументального сооружения с торжественными колоннадами, портиками и богатыми лепными украшениями. В то время он воспринимался как величественный памятник только что завоёванной долгожданной Победы. Многие жители называют его самым грандиозным и красивым сооружением, появившимся в нашем районе в ХХ веке.
Юбилей всегда настраивает на воспоминания. Вспомним и мы о некоторых страницах 60-летней истории Дворца.
Строительство
Работы начались в 1948-м — всего через три года после окончания войны. Время было очень непростое: страна в разрухе, только что отменили карточки, люди в лучшем случае жили в коммунальных квартирах, под жилые помещения приспосабливали подвалы, бараки, чердаки… Не хватало всего — одежды, обуви, продуктов питания. Но, несмотря на это, народ жил надеждой на лучшее, все трудились с энтузиазмом, с мечтой о том, что скоро, очень скоро мы преодолеем послевоенные трудности и наступит новая счастливая жизнь.
Строительство Дворца стало первым шагом к воплощению этой мечты. На пустыре, в окружении одно- и двухэтажных домишек вырастало величественное сооружение. Место было выбрано ещё до войны. Тогда здесь хотели построить Дом культуры, под который вырыли котлован и уже начали готовить фундамент, но в июне 1941 года стройку пришлось остановить. А когда закончилась война и в город вернулись победители, где-то наверху решили построить в Загорске здание более грандиозное, по площади и архитектурному убранству не сравнимое с довоенным проектом.
По одной из версий, решение принимал сам Сталин, он же утверждал и проект Дворца. К нему якобы обратился патриарх Алексий I с просьбой освободить ряд помещений Троице-Сергиевой лавры[2] от несвойственных её религиозному предназначению учреждений, в числе которых был назван и городской Дом культуры, располагавшийся в Покровском храме Духовной академии.
Хочется в это верить, потому что стройка в скором времени началась, контролировать её часто приезжал министр оборонной промышленности СССР Дмитрий Фёдорович Устинов. ЗОМЗ тогда был частью этого ведомства, и в перспективных планах министерства дальнейшему развитию завода отводилась важная роль. Размах работ был грандиозным. Предполагалось построить Дворец культуры, спорт-комплекс, ресторан, лодочную станцию, разбить вокруг ДК большой парк с фонтаном.
Городские власти тоже были заинтересованы в быстрейшем вводе в эксплуатацию объекта. Дом культуры в Лавре, в котором обычно проводились партийные пленумы, собрания и партактивы, совершенно не устраивал партийных и советских руководителей по имеющимся площадям — но главное, по идеологической несовместимости светской власти с монастырём.
Стройка была объявлена народной. На субботники и воскресники по благоустройству и озеленению территории выходили целыми семьями. Строили Дворец шесть лет. Учитывая уникальность сооружения и то, что многие работы выполнялись вручную, это небольшой срок. По ценам 1947 года на него ушло более 13 миллионов рублей.
Во Дворец заводчане вкладывали не только деньги, но и душу. Литейщики отливали фигурные дверные ручки, ажурные решётки, скобы… Огромная ответственность легла на плечи каменщиков, маляров и плотников, электро- и теплоэнергетиков. Впервые они работали на таком непростом и ответственном объекте.
Осваивались новые профессии— например, лепщиков. Вся лепнина во Дворце выполнялась местными мастерами, бригадой под руководством Ивана Алексеевича Киселёва. Для подготовки рабочих ряда редких по тем временам профессий при Загорском художественно-промышленном училище № 59 были открыты отделения отделочников и краснодеревщиков.
Руководителем стройки был архитектор Георгий Александрович Карпенко. Вместе с Н. А. Метлиным он работал над проектом, утверждал его в Кремле и до 1954 года работал начальником заводского отдела капитального строительства. Прорабами стройки были Василий Дмитриевич Марков и Виктор Иванович Рябинин. Стены возводили каменщики Митрофан Павлович
Черных, Анатолий Васильевич Углев, Игнат Иванович Рязанцев, Яков Михайлович Синичкин, отделочные работы выполняли маляры Петр Фёдорович Фирсов, Анатолий Иосифович Костылёв и Пётр Митрофанович Филатов, столяры и плотники Борис Анатольевич Смирнов и Орест Дементьевич Пасечник и многие другие замечательные люди.
Открытие
Торжественное открытие Дворца решили провести 5 ноября 1954 года. Как принято, перерезали красную ленту и всех приглашённых — строителей, руководителей министерства, первых лиц города и района, многочисленных гостей праздника — проводили в зал на концерт. Сводный хор в сопровождении духового оркестра исполнил песню Мурадели "Партия — наш рулевой" и "Славься" — финал оперы Глинки "Иван Сусанин".
Весть о том, что в Загорске построили редкой красоты Дворец, быстро долетела до Москвы. И столичные артисты с удовольствием принимали приглашения. Завязалась дружба с ансамблем народного танца под руководством Игоря Моисеева, Большим театром и Московской консерваторией. Приезжали оперетта и лучшие драматические коллективы, хор Свешникова и оркестр русских народных инструментов им. Осипова, ансамбль песни и пляски Советской Армии им. Александрова, хор Пятницкого, ансамбль "Берёзка", джаз-бэнд Олега Лундстрема и многие другие прославленные коллективы.
Зал всегда был полон
Народ шёл во Дворец не только на концерты и спектакли, но и для того, чтобы полюбоваться его красотой. Хотелось "утонуть" в роскоши мягких кресел и, затаив дыхание, ждать, когда медленно начнёт гаснуть свет хрустальных люстр, когда тихо откроется тяжёлый бархатный занавес и начнётся волшебное действо.
Не верилось, что и зеркала, и натёртый до блеска паркет, и алые ковровые дорожки (их стелили не только в Большом зале, но и на всех парадных лестницах и в фойе), два буфета, лепные украшения стен и потолков, богатая, в 150 лампочек, хрустальная люстра Большого зала — для нас. Для детей и взрослых бесплатно работали кружки, студии, клубы по интересам.
Дворец стал настоящим центром культуры. Создавалось впечатление, что он работает день и ночь. Сцена и репетиционные залы были расписаны по минутам. Культура проявлялась во всём, даже в одежде: долгое время существовала традиция приходить на любые мероприятия только в красивых платьях и со сменной обувью. Дворец заставил людей уважать себя и окружающих, он воспитывал своей красотой. В его стенах зародились ставшие традиционными смотры цеховой художественной самодеятельности, в 1956 году был организован народный университет культуры, в залах Дворца стали проходить слёты передовиков производства, внедрялись советские праздники и обряды — дни бракосочетания, торжественного имянаречения новорождённых, проводы в Советскую Армию, посвящения в рабочий класс и многие другие похожие мероприятия. Рядом с Дворцом была построена летняя эстрада, и в хорошую погоду[4] там тоже проводились концерты и лекции. Бесконечно долго можно вспоминать полюбившиеся мероприятия: клуб "Хозяюшка", спектакли Народного театра, просмотры новых художественных фильмов, новогодние ёлки, праздничные вечера.
Время неумолимо. Одни мероприятия сменяются другими, рождаются новые традиции, меняются планы и вкусы. Но не угасает у людей желание любоваться красотой нашего Дворца, спешить за билетами на хорошие концерты и праздники, благодарить его сотрудников за работу для нас — добрых и верных зрителей.
Лидия Васильева
Источник: Сергиев Посад.рф
фото 1955 – 1960 гг.
источник: pastvu.com
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
- 13512 просмотров