Этой улице, изначально носившей название Белой, «везло» на переименования: в ХХ веке она ухитрилась побывать и Красной, и улицей им. Шлякова. Есть версия, что ее первое, историческое название связано с именем Белого пруда. Однако скорее всего тут сыграл роль древнерусский термин «белец», т.е. человек, живущий при монастыре, но не монах и не послушник. Именно «бельцами» были жители Лаврской Верхней Служней слободы, располагавшейся в районе современных улиц Карла Маркса (бывшая Александровская), Пионерской (бывшая Дворянская) и Шлякова (Белая). На улице находилось (и находится) немало интересных построек. Например, дом одного из богатейших людей Сергиевского посада, купца первой гильдии, С.Г. Когтева (бывший военкомат), не сохранившийся до наших дней деревянный особняк аристократки А.И. Хвостовой. С улицей связаны имена писателя С.Т. Григорьева, знаменитого загорского футболиста С.Ф. Гуляницкого. По праву является она и «главной улицей» для нескольких поколений наших художников (здание Художественных мастерских).
Старожилы помнят и легендарную «Макаронку» (предшественницу «Кондитерки»). Однажды под Новый год, где-то в начале 1970-х, по недосмотру персонала произошло ЧП в котельной предприятия – котел решил поиграть в Гагарина, и, пробив крышу, перелетел здание военкомата, проспект и... упал во дворе 4-го дома Советов. Жертв и разрушений не имелось. В отличие от воспоминаний!
В августе 1924 года по предложению городских комсомольцев улицу Белую переименовали в Красную. Когда в конце 1930-х годов началась постройка Рабочего поселка ЗОМЗа, улица увеличилась вдвое, перебравшись через Воловий овраг, добралась почти до железнодорожной линии. В январе 1941 года городские власти этот факт узаконили. 7 мая 1965 года улица Красная получила имя героя Советского Союза, танкиста И.Д. Шлякова (1920-1945), нашего земляка. А от старого названия уцелел только Красный переулок, в памяти жителей связанный с именем заслуженного художника России Н.Я. Беляева.
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
- 7704 просмотра
На моей памяти, в начале девяностых на фабрике тоже что-то рвануло с перелётом через проспект и было это летом (точно не зимой). Кто что может добавить или возразить по этому поводу?