Село Деулино. Церковь Всемилостивого Спаса Нерукотворного Образа

ДЕУЛИНО

На возвышенном месте, где нет ни ручья, ни речки, в четырех километрах от Сергиева Посада раскинулось село Деулино. Оно впервые упомянуто под 1542 г. в письменных источниках, как деревня Зубачевского прихода, принадлежавшая Троице-Сергиеву монастырю.

В историю России Деулино вошло в 1618 году, как селение, непосредственно связаное с военнами событиями.

В 1613 году русским царем был избран Михаил Федорович (1596-1645), первый царь из рода Романовых. Но Польша не признала его царем России. В апреле 1617 года сын короля Польши Сигизмунда III королевич Владислав выступил с войсками из Варшавы в Россию с целью захвата русского престола. После неудачной попытки овладеть Москвой Владислав решил напасть на ненавистный полякам Троице-Сергиев монастырь. Ночью 24 сентября 1618 года он с войсками прибыл в Троицу и потребовал сдать монастырь. Но в ответ прогремели пушечные выстрелы, заставившие его отступить в село Рогачево, отстоявшее от Лавры в 12 километрах, а воеводы Сапега и Гонсевский встали в селе Сватково в 10 километрах от монастыря. Село же Деулино находилось на равном расстоянии от Троице-Сергиева монастыря и Сваткова.

Наступил ноябрь. Надвигались морозы и голод. Польские интервенты забеспокоились и через парламентариев сообщили о прекращении военных действий и ожидании мира с Москвой.

В ночь с 19 на 20 ноября в первом часу ночи в Троице-Сергиев монастырь прибыли московские послы во главе со знатным боярином Федором Ивановичем Шереметьевым, а с ним стольники, стряпчие и московские дворяне. С польской стороны послами были князь Новодворский - епископ Каменецкий, гетман Лев Сапега и староста Александр Гонсевский.

Поляки добивались, чтобы переговоры велись в стенах крепости, намереваясь разведать ее укрепления. Но русские послы настояли на том, чтобы местом переговоров было село Деулино, не имевшее стратегического значения и меньше всего пострадавшее от бесчинств оккупантов.

В назначенный день русские послы со свитой и охраной выехали из монастыря в Деулино. После бурных споров 1 декабря 1618 года послы подписали договор о перемирии между Россией и Речью Посполитой на 14 с половиной лет. В историю этот договор вошел под названием Деулинского.

В честь падения осады монастыря польско-литовскими войсками день 12 января (25 января по новому стилю) издавна в Сергиевом Посаде праздновался как особый праздник героизма и мужества.

В память о заключении договора о перемирии между Россией и Польшей в этом же 1618 году архимандритом и келарем монастыря Палициным в Деулине было начато строительство деревянной церкви Сергия Радонежского, которая была освящена 15 декабря следующего года.

Деулино приобрело статус села и получило новое название - Мирное, однако оно не прижилось. К селу тянули деревни Бубяково, Степково, Наугольное. К началу XVIII века в селе насчитывалось 28 дворов. После издания в 1764 году "Манифеста о секуляризации церковных имений" Деулино, как и другие монастырские поселения, перешло в разряд казенных. Кроме хлебопашества, дополнительный заработок сельчанам приносила продажа семян и дров в Москве. К началу XIX века в Деулине было 25 крестьянских дворов.

В 1865 году деревянная церковь Сергия Радонежского сгорела. Рядом с ней в центре села у традиционного деревенского кладбища, на берегу пруда в 1850 - 1853 годах была воздвигнута каменная Спасская церковь.

В начале 1920-х годов в Деулине насчитывалось 42 двора, крестьяне имели 43 лошади, 109 коров, 124 головы мелкого рогатого скота. Работал сельский Совет, действовала начальная школа. К 1955 году количество дворов выросло до 90, проживало около 400 человек.

Церковь Всемилостивого Спаса Нерукотворного Образа.

Каменная церковь во имя Спаса Всемилостивого Нерукотворного Образа построена в 1850-1853 годах на средства прихожан как тёплый храм при деревянной Сергиевской церкви XVII в., сгоревшей в 1865 году. В строительстве каменной церкви приняла участие Троице-Сергиева Лавра; обитель пожертвовала 30 тысяч кирпичей.

Спасская церковь была построена «под звоном». Звонницей должен был служить приземистый восьмигранный шатёр, возвышающийся над зданием церкви и отделенный от нее глухим сводом. По сторонам света шатер прорезан широкими арками, в которых, вероятно и предполагалось повесить колокола.

Небольшой крестообразный в плане объем церкви и сам шатер с арками звона указывают на мемориальное предназначение каменной Спасской церкви, призванной напоминать о трагических для России событиях Смутного времени, предел которому положило Деулинское перемирие.
По неизвестным причинам шатер над Спасской церковью не был превращен в звонницу и, более того, в 1876-1882 годах к церкви была пристроена двухъярусная колокольня. На колокольне имелось 6 колоколов.

В 30-х годах нашего столетия церковь была закрыта и много лет использовалась совхозом "Заря" под склад зерна, картофеля и сельского инвентаря. В 1938 году Спасская церковь была закрыта и разграблена, церковная ограда разобрана. В 1991 году церковь возвращена общине верующих и восстановлена, возобновились службы. В настоящее время церковь является центром подворья Троице-Сергиевой Лавры.
 

Пользователи на сайте