Неладное стало доноситься с нашего знаменитого Гремячего ключа еще с весны. В редакционной почте оказалось письмо, в котором местный автомобилист благодарил попутчиков-водителей, выручивших на дороге у Взгляднева. Если бы не бескорыстная помощь земляков, писал автор, ему бы ни за что не выбраться из глиняной трясины. Человек был настолько потрясен состоянием дороги, что призывал власти и дорожников создать на этом участке пункт помощи «утонувшим» на дороге автомобилям.
В начале лета знакомые предупреждали, чтобы не вздумали сунуться на источник — дорога стала абсолютно непроездная. А всероссийская известность автотрассе пришла пару недель назад. Прослышав о непролазной дороге, ее попытались преодолеть на своих дорожных монстрах любители экстремальных автопробегов. И вынуждены были признать поражение: на твердую землю хваленых «коней» тянули трактором на аркане. Скандальная новость попала в информационные выпуски больших телеканалов.
Экспертиза колесами, ногами и костылями
Уже два года, как стараниями Мосавтодора дорога от шоссе до деревни Ботова одета в асфальт. Говорят, благодаря влиятельному заступнику, поселившемуся в этих местах, проект стройки попал в ближайшие планы дорожников и грунтовка превратилась в добротную автотрассу. Асфальт под колесами заканчивается на полпути к целебному источнику. И вот тут самое время перекреститься. Ну, не знаю, какую часть трассы посчастливится преодолеть вам. А наш стандартный автомобиль переваливается с боку на бок, скребет «брюхом» по глиняным гребням, зарывается носом в оврагах и бьет по воздуху колесами, как застрявший жук.
Но это все цветочки по сравнению с участком дороги у леса, где она с обрыва ныряет вниз и шарахается во все стороны, словно заблудилась. Подъезжая к этому месту, автомобили в испуге пятятся назад. Наш водитель заявляет, что он не самоубийца и паркуется на обширном изрытом колесами пустыре. Вместе с другими попутчиками дальше отправляемся пешком. Бочком обходим глубокий провал, где не только колесу места нет, здесь и ногу-то надо ставить предельно осторожно. Малых детей родители сажают на плечи, хворые и хромые с усилием передвигаются по рытвинам, которые переходят в овраги и разломы. К всемирно известной святыне нет ни дороги, ни тропы.
— Что же должно было случиться с дорогой, почему она в таком ужасающем состоянии? — обмениваются друг с другом паломники, явно приехавшие издалека.
Тут мы сворачиваем с убитой дороги на твердую землю — путь через деревню Взгляднево мало-мальски посыпан щебнем.
— Затерянный мир, — с сочувствием говорит парень из нашей пешей колонны. — Сюда ни пожарная машина, ни «скорая» не пройдут, вот разве что милиция на «УАЗе» с риском для жизни сумеет пробраться. А вкус заводского хлеба здесь уже, наверное, давно забыли: кто ж его доставит в деревню, отрезанную от большой земли бездорожьем.
Выходим из деревни, и перед нами открывается зеленый холмистый амфитеатр Гремячего ключа. Кто хотя бы год не был здесь, удивится переменам. Рядом с заросшей лесом горкой, по которой скатываются ледяные струи векового источника, вырос целый бревенчатый городок. Монументальные часовни и храмы высотой с трехэтажный дом, заложены новые корпуса, выросли мастерские и подсобные постройки. И куда ни брось взгляд, всюду поля приготовленных для стройки огромных бревен. Одной только снятой коры высоченные терриконы.
— Теперь понятно, что стало с дорогой, — обмениваются пешеходы. — Да ведь сюда целый лес завезли! Какая грунтовка такой напор выдержит, это же караваны большегрузов с бревнами доверху. Сюда и «КамАЗ» не проедет — только могучий военный вездеход. Вот и ушла дорога из-под ног и колес.
Все с сочувствием смотрят на паломников, которые ковыляют последние два километра на костылях и с клюшками. Под палящим солнцем, по исковерканной дороге, преодолевая немощь и надеясь на помощь источника преподобного Сергия. Пожалуй, тут не только мобильный дорожный пост пора заводить, но и пункт «скорой помощи». Такое испытание явно сопряжено со смертельным риском для хворых, которые весь год едут к святому источнику. А скольким непроездная дорога отказала в последней надежде?
Фуникулер над водопадом?
— Но разве это плохо, что источник благоустраивается? — сверяю с собеседниками свои сомнения. — Посмотрите, как теперь обустроен Гремячий ключ. Вместо прежних шатких, опасных лестниц и антисанитарных запруд за последнее время появились капитальные бревенчатые мостки и ступени к водопаду, устроены беседки и купальни, памятные указатели, даже подсветка для темного времени суток предусмотрена. Рядом появились храмы, заложен молодой сад, видимо, появится и база размещения паломников и туристов. Согласитесь, это же турпродукт европейского уровня.
— Духовный туризм в районе явно на подъеме, — соглашается собеседник, который побывал в разных местах и может сравнивать. — Светский туризм еще только раскачивается и планирует, а паломнический хорошо развивается. Причем быстро подтягивается туристская инфраструктура с базой размещения, общепитом, сувенирным промыслом. Да вот посмотрите, в каком темпе осваивается площадка у Гремячего ключа. Смущает только, что застройщики в свои планы не посвящают. Вот вы знаете, что здесь планируется? В частности, что собираются сделать владельцы округи с дорогой? Не появится здесь шлагбаум или, того хуже, высокий забор? А ведь источник преподобного Сергия — это вековая духовная реликвия и всенародное достояние.
Пока путники с флягами и фляжками отдыхают от проливного солнца в тени, рождается народная «поправка» в турпроект у «Гремячего». Почему бы не оснастить здешние живописные перепады высот фуникулерами, как в Пятигорске или на немецком курорте Баден-Баден, в других местах? Ведь можно же сделать это чудо доступным даже для инвалидов, престарелых и малолетних.
— Вам бы все удобнее себе делать, — осаживает мечтателей строгая пенсионерка. — А я считаю, надо поставить шлагбаум на дороге, чтобы ни одна машина не проехала. Те, кому надо, два километра и пешком пройдут. Сама видела, как у источника веселые компании жарили шашлыки и развлекались под музыку.
— Шашлыку и развлечениям здесь не место, но дорогу к источнику не перегородить, — возражали молодые родители с новорожденным на руках. — Не будет дороги — люди на вездеходах и бэтээрах поедут! Не зарастет народная тропа. Даже если шлагбаумы и заборы — источник откроется в другом месте. Преподобный Сергий нас не оставит.
А вы заметили, что воды в целебном ключе стало больше? Святой заступник рад путникам и ждет нас на Гремячем ключе.
Комментарий
Эту дорогу не бомбили?
О дорожной «коме» у Взгляднева мы говорили с разными собеседниками и вот что услышали в ответ.
Антонина МАСЛЕННИКОВА, исполняющая обязанности главы администрации Березняковского поселения:
— С дорогой у Гремячего ключа всегда были проблемы. С ней мучились наши предшественники, теперь и мы не знаем, как подступиться к дорогостоящей задаче. У поселения весь бюджет с госсубсидиями составляет 40 миллионов рублей, на ремонт и содержание дорог заложено около двух миллионов. Разве справится сельское поселение в одиночку с обустройством проблемной трассы, которую ежедневно месят тысячи машин…
Перед большими православными праздниками грунтовую автодорогу, которая официально никому не принадлежит, приводили в рабочее состояние общими усилиями, привлекал средства районный бюджет. Но теперь началась массированная застройка у Гремячего ключа, на стройплощадку везли большое количество груза, и дорога разрушена как никогда. На мой взгляд, это проблема районного масштаба, потому что касается культового объекта российского и даже международного значения.
Нам пока нечего сказать жителям Взгляднева, которое по существу отрезано от проездных дорог. Сельчане говорят, что займутся дорогой сами, но тогда перекроют проезд всем остальным. А это тоже не выход. Мы понимаем трудности паломников и туристов, но помочь, к сожалению, не в состоянии. Благоустроить проезд к “Гремячему” можно только общими усилиями, при участии района, поселения, застройщика — Лавры и районных дорожных служб.
Григорий ТИТОВ, главный агроном госплемптицезавода «Смена»:
— У нас в этой округе сельхозугодья, и техника должна иметь доступ к полям. К счастью, дорогой у Взгляднева мы не пользуемся, есть другой подъезд у деревни Воронино. Эту дорогу мы регулярно ремонтируем, чтобы иметь проездную автотрассу. У “Гремячего” с дорогой беда, вероятно, промоин добавил весенний паводок. Слышал, что застройщики у святого источника планируют перекрыть автопроезд и устроить пешеходную тропу в полтора километра.
Таисия ЩЕРБИНИНА, руководитель территориального отдела Мосавтодора:
— Грунтовая дорога у Взгляднева не имеет паспорта, нет у нее официальных дорожных параметров. Тем не менее без внимания она никогда не оставалась. И даже теперь, когда дорожники в тяжелом безденежье. После зимы мы дорогу к Гремячему ключу подправили, и для нас был полнейшей неожиданностью сигнал о дорожном бедствии.
Специалисты съездили и провели осмотр популярной грунтовки. Эмоциональная оценка такая: дорога выглядит, как после бомбежки. Эксперты считают, что, конечно же, не паводок стал основной причиной разрушения автотрассы. Глубокие провалы образовались, вероятно, в результате систематических перевозок сверхтяжелых грузов. Мы сделали снимки дороги и отправили руководству в региональное управление. Надеемся, что дорожная беда найдет отклик у руководства и дело сдвинется с мертвой точки.
Два года назад Мосавтодор успел построить новую асфальтированную трассу на месте грунтовки до Ботова — это полдороги до Гремячего ключа. Подготовили документацию и на вторую часть проекта — до самого источника. Стройку планировали в 2009-м, но помешал финансовый кризис. Дорожники готовы вернуться к этим планам, но ситуация сейчас иная, дорогу придется строить сообща. Пример того, какие результаты дает взаимодействие, можно увидеть на улице Митькина в Посаде. Самая ветхая дорога в городе усилиями заинтересованных предпринимателей недавно отремонтирована. И дорогу к источнику приведем в порядок, если объединим усилия. А качество дороги к “Гремячему” — это, по сути, отношение района к своей духовной святыне и к чувствам всех, кто ее почитает.
От РЕДАКЦИИ. Мы связались с экономом Свято-Троицкой Сергиевой лавры отцом Иеремией. К сожалению, подробностей застройки у источника и, главное, о судьбе дороги узнать не удалось. Как нам сказали, объект курирует лично наместник монастыря епископ Феогност. Очень надеемся, что уважаемые застройщики расскажут читателям «Вперёд» о планах благоустройства легендарного источника.
Светлана АНИКИЕНКО
Газета "Вперед"
Комментарии
Дорогу осилит идущий.
Раз святое место - так пусть лавра им и занимается - что, и без того хилый светский бюджет напрягать. И так найдёться на что его потратить.
Я не согласен. Надо привлекать частные инвестиции с дальнейшими льготами на турбизнесе...
Было бы экономически выгодно - частные инвестиции привлеклись бы сами.
А на счёт льгот - не надо льгот - достаточно внедрить безоткатную технологию