Небольшой участок в нескольких десятках километров от Сергиева Посада стал объектом внимания районной комиссии в минувшую среду. Там, в дальнем заболоченном уголке Селковского поселения, пожарные рассказывали, как проходит борьба с торфяными пожарами, а власти — что будет сделано для того, чтобы эти пожары в будущем не повторялись.
Несмотря на то, что Селковское — неблагополучное в этом отношении поселение, тот дым, что ощущают сергиевопосадцы, в целом не местного происхождения. Он плывет к нам из других районов — Орехово-Зуевского, Шатурского, Егорьевского и Луховицкого.
Картина эта каждый год слегка меняется, но причины возникновения огня остаются прежними — в девяти случаев из десяти в появлении назойливой сизой дымки и резкого запаха виноват тот самый человеческий фактор: это и беспечность любителей костров, и просто брошенный окурок. Рассказали огнеборцы о совсем экзотичных случаях: например, лесной пожар может быть спровоцирован даже осколком бутылки, если он подобно линзе сфокусирует солнечные лучи на сухой траве.
Комиссия встретилась утром на территории Заболоцкого охотхозяйства. Одним из первых ситуацию пояснил глава Селковского поселения Анатолий Сачков. По его словам, особая роль в нынешних условиях отводится лесникам. Они — глаза и уши пожарных, причем именно лесникам приходится первым сталкиваться с возгораниями и по мере сил их тушить.
Отчасти сейчас мы наблюдаем и "недолеченные" пожары прошлых лет. Как известно, торф может тлеть годами на глубине нескольких метров, и даже морозы здесь ему не помеха. Открытое пламя — это уже крайнее проявление, и бороться с ним приходится в первую очередь.
То, как выглядит поле битвы, комиссия вскоре увидела своими глазами. Ей продемонстрировали потушенный на днях участок: повсюду зола, поваленные черные стволы берез и облака дыма, вырывающиеся из-под земли.
Глава района Владимир Коротков высказался в пользу обустройства в этом проблемном участке специального противопожарного водоема. В условиях подобного засушливого лета единственной альтернативой водоему могут служить лишь пожарные рукава километровой длины.
Начальник 28-го отряда федеральной противопожарной службы Московской области Дмитрий Сафонов привел статистику — с марта этого года зафиксировано семь подобных пожаров: четыре на торфяниках и три просто лесных.
Прозвучали даже предложения ввести на ближайшее время режим чрезвычайной ситуации, но этот вариант был исключен заместителем главы администрации района Романом Пушкаревым, долгое время возглавлявшим районное управление ГОЧС.
Руководителям сельских поселений было рекомендовано создать с помощью тракторов заградительные полосы — опахать опасные территории. Владимир Коротков распорядился проконтролировать выделение средств на предупреждение непредвиденных ситуаций, а также создать перечень рекомендаций главам поселений и директорам сельскохозяйственных предприятий.
Возможно, это поможет решить и проблему так называемых ничейных территорий. Подобные участки часто становятся предметом спора, когда ни одна из близлежащих организаций не готова взять на себя ответственность и обязательства по контролю за соблюдением режима противопожарной безопасности.
P.S. Самые неблагоприятные с экологической точки зрения часы — ночь и утро, когда вредные вещества прибиваются к земле. Тем временем врачи проводят параллель между торфяным смогом и табачным дымом. По словам главного терапевта России Александра Чучалина, потребление "торфяного" воздуха можно сравнить с выкуриванием нескольких пачек сигарет в день. При этом глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко призывает не драматизировать ситуацию: как и прежде, 80 процентов загрязнения воздуха по-прежнему поступает в атмосферу от автомобильных выхлопов.
Владимир КРЮЧЕВ
Газета "Вперед"