Улица Краснофлотская

Для описания истории названия этой улицы подойдёт статья, опубликованная в рубрике "Заметки краеведа" в газете "Вперёд". Ее автор - Александр Луневский.

«Есть на Рабочем поселке улица Краснофлотская. По ней — прямая дорога от библиотеки им. В. Розанова к заповедным местам Красюковки.
Застройка поселка началась в 1937-1938 годах, а названия основным улицам дали в января 1941 года. Легко объяснить — Стахановская, с натягом — Карла Либкнехта и Розы Люксембург. А вот Краснофлотская? Но за ней-то и кроется самая интересная история.
В общественной жизни 1920-1930-х годов было популярно понятие "шефство". Причем шефствовали не только над колхозами и школами. "Подшефными" могли стать общественная организация, воинская часть или даже в целом — род войск. Подшефным комсомола был Рабоче-Крестьянский Красный Флот.
За годы Гражданской войны понес флот большие потери — "цвет революции" использовался везде, вплоть до кавалерии ("конные матросы"), взаимоистреблялся в межфракционных столкновениях, терял квалификацию, зачастую просто "облатнялся". И в 1921 году на съезде РКСМ приняли решение — взять шефство над флотом, отправлять в моряки лучших комсомольцев.
Для старого Посада морская служба была в диковинку. Для жителей Загорска 1930-х море стало вполне ощутимым. Не только наши ребята шли служить во флот, но появился и подшефный корабль Балтфлота по имени "Марат". Правда, не линкор, а торпедный катер. Предоставим слово участникам событий.
Вспоминает Н. З. Павловская, комсомольский активист 1930-х:
"Наша Загорская комсомольская организация до войны шефствовала над боевым катером "Марат" Балтийского флота. В 1937 году первичные комсомольские организации ЗОМЗа, завода № 6 и горком комсомола в целях обмена опытом работы и более тесной связи с армейским комсомолом, в порядке поощрения за активную комсомольскую работу направил Веру Борисовну Астраханцевцу и меня в г. Кронштадт. По поручению ГК ВЛКСМ мы доложили команде катера о делах загорского комсомола, а по приезде в Загорск — о нашей встрече и делах комсомольцев катера "Марат".
Некоторые подробности уточняет другая участница поездки, В. Б. Астраханцева (Кобылкина). "В 1937 году меня и Надежду Павловскую от городской комсомольской организации командировали в Ленинград и Кронштадт к морякам на празднование
1 Мая. От этой поездки у нас осталось неизгладимое впечатление. В Кронштадте нас поселили на корабле "Марат". Все было для нас ново и интересно. Мы рассказывали морякам, как трудится загорский комсомол, а они нам — о своей службе".
Следующая поездка загорчан к подшефным состоялась в 1939 году, на День Военно-Морского флота.
Не все шло так гладко. Институт игрушки разработал новинку — комсомольского подшефного из дерева. А артель им. РККА (фабрика игрушек №1) пустила в производство "загорский" торпедный катер "Марат". Его иногда называли просто "миноносец", не углубляясь в тонкости классификации военных судов. Но критика встретила новинку не особенно благосклонно. Вот выдержка из статьи начальника Политуправления Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота И. П. Надеждина, опубликованной в журнале "Игрушка" №2 за 1939 год.
"Деревянный "миноносец" загорской артели имени Красной Армии имеет много серьезных недостатков. К основным относятся непропорциональность и искажение деталей: нос корабля сильно укорочен, отчего меняется характер очертания. На командном мостике обычно не устанавливается орудие, как это сделано на модели. Боевая рубка совершенно не похожа на рубки настоящих кораблей. Носовые и кормовые орудия и тумбы непропорционально велики. Нет антенн, такелажа, который помог бы значительно расширить игровые возможности. Модель очень дорога и непрактична, так как совершенно не двигается. Если такого рода игрушка делается неплавающей, то ее нужно снабжать колесами, чтобы можно было передвигать по столу".
Наверное, все получилось именно так, потому что игрушечники, хотя и обладали крепкой комсомольской организацией, на флот не ездили. Обратим внимание, что в поездках участвовали представители оптической промышленности — напрямую связанной с нуждами флота!
В январе 1941 года про инициативе ГК ВЛКСМ, в ознаменование 20-летия шефства комсомола над флотом и в честь друзей с Балтики, появилось на карте города название "Краснофлотская улица".»