Мало кто, кроме самих медиков, знает, но в 90-х годах наше здравоохранение стало... системой обслуживания населения. Кому это пришло в голову, теперь неведомо, но удар по профессии был нанесен почти сокрушительный. Кто постарше, помнит, что не было более уважаемого человека что на селе, что в городской многоэтажке, чем доктор. И каждый знал: врач лечит, а не обслуживает.
Но и сегодня эта профессия — все равно особенная. В душе каждый из нас надеется, что человек, в руках которого наше здоровье, а часто и жизнь, не только хороший профессионал, но и самый добрый, понимающий, внимательный. Медработник — такой же человек, как все мы? Да кто в это поверит?!
В этом году врачебному пункту в Селкове исполнилось 25 лет. Февраль 1985-го для ветеранов сельской медицины очень памятная дата. Заслуженный фельдшерско-акушерский пункт получил тогда новые “погоны” — статус сельской амбулатории и переехал в собственное помещение. Руководить деревенской поликлиникой доверили 30-летнему главврачу Людмиле Шунковой. Она и сегодня возглавляет универсальную команду сельских медработников, с которыми когда-то справляла общее новоселье.
“Где живет сельский доктор?”
— Людмила Васильевна, за четверь века другие успевают сменить десяток профессий и мест работы, а вы все по тому же адресу и в том же кабинете. Поскольку вашу специальность “теплым местечком” не назовешь, остается одна версия — наверное, вы фанатик профессии. (Собеседница за “фанатика” не в обиде и отвечает шуткой на шутку.)
— Ну, если уже 25 лет в сельском врачебном пункте, значит, и правда фанатик. Да тут все такие собрались. Санитарка Нина Александровна Писарева еще в ФАПе работала и трудится в коллективе по сей день. Со дня переезда амбулатории работает медсестрой детского отделения Татьяна Павловна Никитенок. Недавно от нас ушла ветеран амбулатории участковая медсестра Татьяна Владимировна Тетерина, но тут самая уважительная причина — человек переехал на новое место жительства. А иначе ни за что бы не ушла. Мы — коллеги, соратницы, ровесницы и другой жизни себе не представляем.
— С чем можно сравнить вашу сельскую медицинскую вахту?
— Мы на своем участке спасатели, травмпункт и “неотложка” в критических ситуациях. Спасатели и “скорая помощь” прибывают к нам быстро, но часто жизнь человека зависит от грамотной помощи в первые минуты после травмы и несчастного случая. К нам обращаются буквально с любой бедой. Могут привезти во всякое время суток пострадавшего на дороге. Теперь служба “скорой помощи” в районе хорошо отлажена, на дорожных авариях быстро подключаются спасатели. А в прежние годы чуть что случилось — в Селково и “где у вас живет сельский доктор?”. Особенно много травмированных везли с поворота на мост через реку Дубну у Ченцев. Пока не поставили дорожный знак, автомобили то и дело улетали в кювет. Покоя не было ни днем ни ночью.
В другой раз местная жительница серьезно порезалась и могла истечь кровью. До приезда коллег со “Скорой помощи” мы работали, как реанимация. Совсем недавно спасли девушку, у которой от укуса осы произошел анафилактический шок. Ставили капельницу, применяли все необходимое в таких случаях. У врачебного пункта три тысячи потенциальных пациентов в соседних деревнях и транзитная автотрасса в придачу. Предугадать, какие будут обращения завтра, невозможно. Надо быть готовыми к любому драматическому повороту. Районная больница, к которой мы относимся, обеспечивает сельский филиал необходимыми медикаментами, материалами, аппаратурой. Никому наша деревенская медицина в помощи не отказала.
Все началось с Антона Чехова
— Может быть, верность профессии у вас семейная? Вы не из медицинской династии?
— Никого из медиков в детстве рядом не было... разве что Антон Павлович Чехов. Родители у меня педагоги, мама — словесник, всегда любила драматурга с врачебным дипломом. Она у меня очень энергичный и участливый человек, и сегодня еще активистка ветеранской организации. А в молодости ее хватало и на семью с двумя детьми, и на учительство, и на самодеятельный спектакль “Вишневый сад” с трактористами и доярками в главных ролях. Вот, наверное, что-то тут — то ли мамина сочувственность, то ли подсказки Чехова — и повлияла на мой выбор. Думаю, что не ошиблась.
— А для домашних ваш выбор тоже был счастливым? Какое отношение к медицине у ваших детей, которые видели, как эта профессия забирает человека целиком в любое время суток?
— Двое из трех отпрысков сами теперь медицинские работники. Младший Эдуард заканчивает столичный мединститут и определяется с будущей специальностью. Дочь Эльвира — психолог, занимается психологической реабилитацией детей в трудной жизненной ситуации из приюта “Надежда”. Уверена, что из нее и терапевт получился бы превосходный. И только сын Эльдар предпочел профессию юриста. Можно сказать, маленькая семейная недоработка, одного сына мы с мужем-врачом к медицине не пристрастили.
Диагноз из Интернета
— Людмила Васильевна, столько лет проработав на селе, могли бы вы с ходу назвать отличия в работе городского и деревенского врача?
— Городские коллеги принимают колоссальный поток пациентов, но многих они видят от случая к случаю, а то и вообще единственный раз. Пришел человек, получил рекомендации врача и ушел. А мы своих пациентов видим ежедневно — не в кабинете так на улице, на лестничной площадке, в школе и детсаду, на соседнем огороде. Если что не так, нам все выскажут. Контакт у нас с больными более тесный, и все профессиональные погрешности на сердце кладешь. Мы же соседи, я вот уже третье поколение сельских пациентов лечу. Домашнему доктору ошибаться нельзя.
— Прежде считалось, что горожане здоровее сельчан, потому что медицинские услуги для городских жителей доступнее. Меняется ли что-нибудь для деревенских пациентов?
— Меняется и многое. Изменился сам сельский пациент, он стал более культурным, задумывается о здоровом образе жизни, просит направления к специалистам. Мы такие возможности землякам предоставляем и сами выезжаем по графику в другие деревни для приема сельчан. Администрация Селковского поселения недавно отремонтировала медицинский кабинет в Федорцове. Очень надеемся, что и сам врачебный пункт в Селкове дождется ремонта. За 25 лет в здании с большой биографией заметно просели деревянные полы. Из РБ к нам приезжали и обещали включить ремонт врачебного пункта в ближайшие планы.
— А не ощущаете вы конкуренции от доктора-Интернета?
— За этим доктором приходится внимательно приглядывать. Недавно обратилась молодая пациентка, которая сама себе назначила препараты для похудания. Вскоре почувствовала серьезное недомогание, сильные головные боли и пришла на прием за советом. Вместе по медицинским справочникам выясняли состав широко разрекламированного снадобья. Кажется, удалось убедить девушку не применять в дальнейшем незнакомых трав и препаратов.
Вся надежда на здравомыслие сельчан и необходимость считать деньги. Ко мне частенько приходят пациенты, которые просят найти приемлемый по цене аналог препаратам, которые предлагают в Интернете. Чаще всего подбираем уже зарекомендовавшее себя лекарство, которое в разы дешевле расценок интернет-аптеки. Все-таки совет домашнего доктора надежней виртуальных обещаний.
Светлана АНИКИЕНКО
Газета "Вперед"