ВЕРА

 В сознании большинства современных людей слово "вера" обладает вполне конкретным значением: верить - значит безоговорочно принимать какие-либо принципы и положения, присоединяться к той или иной системе взглядов, по сути своей недоказуемой. Сказать "я в это верю" - на деле означает, что я соглашаюсь с данным утверждением, даже если его не понимаю. Я склоняюсь перед авторитетом - не обязательно религиозным, он "может иметь иную природу - скажем, идеологическую или политическую. Вообще, под словом "вера" с равным успехом могут подразумеваться как религиозное убеждение, так и любое идеологическое учение или безоговорочная преданность своей политической партии. Таким образом, многие склонны воспринимать это дежурное слово с неопределенным кругом значений как нечто священное и выражающее самую суть метафизики, в то время как в упомянутых выше случаях оно лишь сосредоточивает в себе основной принцип всякого тоталитарного мышления: "Принимай на веру и не задавай вопросов!".

Надо прямо сказать, что подобное понимание веры не имеет ничего общего с тем значением, какое это слово получило в иудео-христианской традиции. Для иудеев и христиан "вера" выражает вовсе не то понятие, которое пытаются приписать ей воинствующие идеологи, но означает скорее что-то вроде "кредита", в том смысле, в каком еще и сегодня понимается кредит в деловых кругах.

В самом деле, когда мы говорим, что такой-то бизнесмен пользуется кредитом, то при этом подразумеваем, что данный человек внушает доверие своим компаньонам. Его все знают: знают его способ и стиль ведения дел, его последовательность в исполнении взятых на себя обязательств. Если в один прекрасный день ему вдруг потребуется финансовая помощь, всегда найдутся люди, готовые предоставить ему ссуду, и при этом, возможно, даже не потребуют с него расписки, так как сочтут вполне достаточной гарантией слово и самую личность делового человека с безупречной репутацией.

Именно такое понимание веры, сходное с существующим в области коммерции и предпринимательства, жило всегда в иудео-христианской традиции. Объектом веры в данном случае является вовсе не набор абстрактных идей, источник достоверности которых - в чьем-либо непогрешимом авторитете. Объект веры - это люди; живые и конкретные человеческие личности, вызывающие наше доверие постольку, поскольку оно основано на нашем непосредственном опыте общения с ними.

Выразимся еще определеннее: если мы верим в Бога, то причина этого не в том, что нас принуждает к вере какое-либо умозрительное суждение, и не в том, что какое-то конкретное учреждение дает нам неоспоримые гарантии существования Божества. Мы верим в Него потому, что Его Личность, Его личностное существование вызывают в нас чувство доверия. Деяния Бога, Его "проявления" в человеческой истории заставляют нас стремиться к общению с Ним.

Разумеется, лежащее в основании веры отношение может быть как прямым, так и опосредованным - подобно тому, как это происходит в наших отношениях с людьми. Я верю такому-то человеку, полностью доверяю ему, потому что хорошо его знаю, общаюсь с ним. Но порой я испытываю не меньшее доверие и к лично не знакомому мне человеку, поскольку люди, на которых я полагаюсь всецело, могут засвидетельствовать его безупречную порядочность. Равным образом я способен с чувством глубокого доверия относиться к художнику или писателю, которого никогда не видел, но чьи произведения внушают мне веру в его человеческие достоинства и восхищение его личностью.

Итак, существуют различные уровни веры; мы можем переходить от веры поверхностной к вере более глубокой и более безусловной. Это движение не знает конечной точки. Когда порой нам кажется, что мы уже достигли высших пределов веры, она неожиданно для нас самих возрастает еще более или же внезапно умирает, исчезает бесследно. Что такое вера, как не динамичное и непрерывное стремление к "недостижимому совершенству"? В обобщенном виде жизнь веры можно представить так: она начинается с доверия к доброму имени человека, укрепляется и растет по мере более близкого знакомства с его делами и поступками и, наконец, превращается в уверенность при личной встрече, непосредственном общении и установлении прямых человеческих отношений. Охватывая все наше существо, вера становится полной самоотдачей. Когда между людьми возникает любовь и неудержимое стремление к единению, тогда то, что было в начале не более чем доверительной симпатией, преображается в чувство беззаветного самопожертвования. В неподдельном любовном горении чем сильнее человек любит, чем ближе узнает другого, тем более он верит ему и отдается любви. Вера, рожденная настоящей любовью, неисчерпаема; она поддерживает в любящем состояние восторженного удивления все новыми и новыми открытиями в любимом человеке. Вера - это вечный порыв, неутолимая жажда слияния личности с личностью.

Все сказанное может быть отнесено и к религиозной вере. Она начинается с простого доверия к свидетельству познавших Бога, живших в единении с Ним и удостоившихся видения Его лица людей - с доверия к свидетельствам праотцов, святых, пророков, апостолов. Затем вера возрастает, открывая для себя Божественную любовь, проявляющуюся в Его творении, Его действии в человеческой истории. Его слове, вводящем нас в Царство Истины. Постепенно мы чувствуем, что связь между нашей личностью и Богом становится все теснее. Его несотворенная красота и ослепительный свет Его Славы делаются все более явными для духовного видения. Божественный Эрос, рождающийся в душе, преображает нашу веру "от славы в славу" (2Кор.3,18), дарует нам чувство непреходящего изумления перед тайнами Откровения, неподвластными времени.

На любой стадии, любой ступени своего развития вера остается со-бытием, опытом личного отношения. Как далек этот путь от простого согласия интеллекта с логическими выводами, от пути "объективного" знания! В поисках библейского Бога, Бога Церкви, мы должны следовать соответствующим нашим устремлениям путем веры. Доказательства бытия Божия, "объективные" доводы апологетики, подтверждение исторической подлинности источников христианской традиции - все это может сыграть важную вспомогательную роль в том, чтобы пробудить в нас потребность в религиозной вере. Но сами по себе подобные вещи не в состоянии ни заменить собой веру, ни привести к ней.

Когда Церковь призывает нас принять хранимую ею Истину, речь идет не о теоретических положениях, с которыми мы должны согласиться априори, без всяких рассуждений. То, что нам предлагают, - это личное отношение, это определенный образ жизни, основанный на личной связи с Богом или же последовательно ведущий к установлению подобной живой связи. В результате изменения самого модуса нашей жизни она перестает быть индивидуалистической борьбой за "место под солнцем" и обретает высший смысл в общении, в причастности другому бытию. Церковь есть тело общения, члены которого живут не ради самих себя, но в нераздельном единстве любви с другими членами того же тела и его главой - Христом. Верить в Истину Церкви означает стать составной частью образующих Церковь "уз любви"; целиком отдаться любви Бога и святых, которые, в свою очередь, принимают меня с таким же доверием.

Итак, мы приходим к Богу не через определенный образ мыслей, но через определенный образ жизни. Любой естественный процесс роста и созревания всегда представляет собой не что иное, как образ жизни. Как возникает наша привязанность к отцу и матери? С самого рождения, с кормления грудью, с первого ощущения родительских ласк и забот до осознанного приятия их любви в душе ребенка подспудно и как бы незаметно крепнет вера в отца и мать. Любви, связывающей родителей и ребенка, не нужны ни логические доводы, ни какие-либо иные гарантии. Лишь когда эта связь подорвана, возникает нужда в доказательствах, и тогда аргументы рассудка силятся подменить собой жизненную реальность.
 

Комментарии

Аватар пользователя vervolk

" Мы верим в Него потому, что Его Личность, Его личностное существование вызывают в нас чувство доверия. Деяния Бога, Его "проявления" в человеческой истории заставляют нас стремиться к общению с Ним."
К сожалению не встречался ещё с его личностным существованием - не подскажете, где он прописан?

Аватар пользователя monax

Он Вездесущ, верволк, разве Вы не знали об этом?)

Аватар пользователя Чеснок

Вездесущь??????
Как же он допустил Саласпилс, Холокост, Бабий Яр??????
Может хватит "бабушку лохматить"??? Монах?
Ваш бог - это откровенный садист ! Puzzled

Аватар пользователя Чеснок

Что это значит "вера в отца и мать"? Они же реально существуют, в отличие от вашего скрывающегося бога.
Да и вообще статейка написана похоже обкурившимся попом. Если учесть , что бога нет, то написанное выглядит какой то чепухой.
"....хранимая церковью Истина..." - как можно путать веру в чудеса с Истиной?? Истина - это 2х2=4 и это НЕ попами открыто...

Аватар пользователя monax

Бог не скрывается, это Вы от Него скрываетесь).
Если учесть, что Бог есть, то Вы выглядите просто глупо).
Дважды два - не Истина, а простая математика.
И меня радует, что Вы читаете мои посты))

Аватар пользователя Чеснок

И еще. Главное доказательство отсутствие бога, как "живого" - это наличие таких типов как Гундяев, Чаплин, Кураев. Это просто чудовищные лицемеры! Если бы бог был , то он давно бы поразил своей карающей десницей этих ... Sad

Аватар пользователя monax

Как Вас "колбасит" от наших иерархов-то...Может, в Вашей голове поселился некто недовольный?)) Всякие бывают, согласен, но не все подряд обязательно плохие. Хотя для Вас все верующие - потенциальные пациенты психбольниц.
Ваше существование и говорит о великой милости и долготерпении Божием)
Впрочем, и ко всем нам..

Аватар пользователя Чеснок

Монах, почитайте сказку о Колобке...очень познавательно и сравните с вашим богом.
Я ни от кого не скрываюсь. Я реально существую. А вот вы определяете существование бога по каким то сомнительным фактам.

Аватар пользователя monax

Если Вы лично не верите в Бога, то это еще ни о чем не говорит, Чеснок.

Аватар пользователя Чеснок

Уважаемый Монах! Таких как я не так уж и МАЛО!!!
Те цифры, которые приводит лже патриарх Гундяев - лживы и необоснованны...

Аватар пользователя ValeS

Если Монах лично верит в Бога - это тоже ни о чем не говорит, вернее это говорит только о его личной слепой вере в Нечто, но никак не доказывает существования этого Нечта.

Аватар пользователя monax

Ну, верующих в Бога людей большинство, Валес, а неверующих людей вообще не существует).
Слепая вера - это не мое, Валес).Про слепую веру прочти в посте "ВЕРА". Моя вера опытная, хоть этот опыт и субъективен, но реален. И таких людей множество. Все вокруг свидетельствует о существовании Бога, Валес, только слепые этого не видят - слепые сердцем и душой.

Аватар пользователя ValeS

"верующих в Бога людей большинство, а неверующих людей вообще не существует" - Вы противоречите сами себе, впрочем не задумываться - свойство Слепой веры.

"Опыт" - тем более если он "реальный", должен опираться на реальные факты и доказательства. Я был бы очень признателен Вам, Монах, если бы Вы привели РЕАЛЬНЫЕ факты существования Бога, причем именно Вашего, а не Католического или Аллаха. Я думаю, это всем будет интересно.

"Только слепые этого не видят (существование Бога) - слепые сердцем и душой" - знаете, я этого не вижу, как и большинство людей. Обзывая меня Вы, наверно, думаете что возвышаетесь надо мной и это, якобы, придает Вам правоты. Это правда противоречит декларируемой Церковью терпимости и принципам Любви к ближнему, но что не сделаешь ради Слепой веры....

Аватар пользователя Чеснок

Абсолютно согласен.... Cool

Аватар пользователя monax

Точно так же я могу сказать и о твоей слепой и бездоказательной вере в несуществование Бога, Чеснок))

Аватар пользователя Чеснок

Уважаемый Монах! Если почитать библию, и наличие там совершенно бредовых фактов и "чудес" , то можно сделать вывод, что это обыкновенное ФУФЛО...

Аватар пользователя vervolk

Дело вобщем-то не в том, есть бог или нет. А во первых, в том, что опытным путём доказать существование или не существование бога невозможно. Во вторых, верьте во что хотите - только другим голову не морочьте.

p.s. Лично мне симпотичен Анубис, а не Иегова.

Аватар пользователя Владимир Пахомов

Если ваши убеждения соответствуют второму предложению из вашего вышерасположенного комментария, то вы - агностик.

Но если ориентироваться на ваше P.S. - то приверженец политеистической религии древнего Египта. Возможно, вы читали "Книгу мёртвых" древних египтян. Я совсем не против ваших симпатий к Анубису, но на всякий случай замечу, что со временем значимость Анубиса в древнем Египте заметно снизилась, он стал считаться только проводником душ умерших в загробный мир.

Аватар пользователя Чеснок

Во всяком случае египетская система веры и христианская является не что иное как дикость, предполагающая средневековое мировоззрение людей, которые предпочитают примитивное чтение мирообразования.

Аватар пользователя monax

Автор

Опубликовано

19/06/2010 - 06:08

Посадская беседка

  • 20:42:14 наверно и пенсии вдое вырастут! УРА!
  • 21:08:36 10 января 2023. По каким-то причинам не работает сайт администрации нашего района - [url]
  • 09:07:54 вот горе то!
  • 20:42:15 22 января 2023. Почему-то не получается найти на сайте фотографии германской авиаразведки военных лет.
  • 21:08:31 Владимир Пахомов< а такие были?
  • 08:41:51 Прочитал сейчас на сайте Афишу, для детей предлагают "Батл по брейкингу". Кто-то что-то погнимает?
  • 11:15:14 "В связи с пожароопасностью, с 22 по 30 апреля 2023 года запрещено пребывание в лесу ", - зампред правительства Московской области Г.Ю. Филимонов.
  • 13:54:16 30 марта 2024. Читаю материалы "Концепции развития Сергиева Посада" (версия 2019 года): "Большая стоянка экскурсионных автобусов будет организована у села Благовещенье".
  • 08:34:44 Погодите паниковать, денег на стройку нет и пока не будет. А этих концепций на моей памяти было уже три
  • 11:45:56 В моей памяти было столько постановлений самого высокго ранге, еще при СССР об опережающих темпах развития Дальнего Востока , Сибири, чтоб там было хоятбы так же приятно жить, как в средней полосе, но