Тайны генплана

В ближайший вторник, 8 июня, общественности Сергиева Посада представляется шанс подробно ознакомиться с Генеральным планом поселения, разрабатываемым администрацией города. Обсуждения пока не будут носить характер официальных публичных слушаний, что подчеркивается особо: разработчики и проектировщики хотят "сверить часы" с жителями и, возможно, получить от них дополнительные предложения и идеи. Наиболее дельные и разумные из них, как обещают, могут потом воплотиться в окончательной редакции документа.
Карты и схемы возможных вариантов развития города уже висят в холле второго этажа здания администрации. Мы решили изучить их заранее.
Есть варианты
Несмотря на кажущуюся простоту, разобраться в больших стендах довольно сложно. В крупных картах — миллион различных мелких подробностей, в которых тонешь, не успевая увидеть главного. Например, сохранится ли автомобильное движение в центре города или его перекроют, сделав пешеходным? Будут ли у нас новые парки? Увеличится ли пропускная способность улиц? Что думает Генплан по поводу коттеджных поселков, быстро растущих вокруг города? Где пройдут границы исторического центра Посада? Будет ли, как об этом говорилось раньше, выделена отдельная зона для промышленного строительства? Вопросов очень много, и помочь нам ответить на них мы попросили главного архитектора Сергиева Посада Маргариту Оськину.
Предваряя нашу беседу, Маргарита Викторовна сказала, что отвечать на вопросы ей будет непросто в том смысле, что окончательного проекта еще нет и до его утверждения может многое измениться. Существуют различные варианты Генплана города, и какому из них будет отдано предпочтение, пока неизвестно. Может быть, даже ни одному из представленных, а в процессе обсуждения возникнет некий третий вариант, включающий в себя лучшие элементы первых двух. В общем, надо смотреть, изучать и думать.
Генплан разрабатывается НИиПИ градостроительства, известной и солидной организацией.
Транспорт
Сначала мы спросили о транспорте, точнее о том, как в будущем планируется организовать движение в границах городского поселения. Маргарита Оськина ответила, что окончательной концепции еще нет. Совершенно очевидно (и это можно считать решенным) что в Генплане появится западный объезд — дорога, которая поможет разгрузить центр и прилегающие районы. Сегодня, куда бы вы в Посаде ни ехали, с севера на юг или с запада на восток, путь почти неизбежно пролегает через проспект Красной Армии, который давно перегружен.
Западный объезд проектируется, как не сложно догадаться, в западной части города, он пройдет вдоль линии ЛЭП. Дорога, скорее всего, будет федерального подчинения и соединится с областной Центральной кольцевой автодорогой, строительство которой намечено на 2011 год.
Судьба автодвижения в центре Посада пока тоже не определена. Есть несколько вариантов: например, организация в этой части проспекта одностороннего движения или же вообще пешеходной зоны от поворота на Ильинку до Зеленого переулка.
Новые ж.-д. станции
Для разгрузки центра города в перспективе планируется строительство новых мостов и "проколов" под железной дорогой, и две новых железнодорожных станции. Одна — в районе Зубачевского поля, другая — в районе Семхозского поля. Предполагается, что спешащие на работу в Москву многочисленные жители Краснозаводска, Пересвета, Скоропусковского и прочих населенных пунктов с этой стороны не будут следовать через центр Посада на вокзал, а будут садиться в электрички на новых станциях.
Исторический центр
Будет. Подробности пока не совсем ясны. Карта вывешена, но понять что-либо из нее без помощи проектировщиков неподготовленному человеку трудно. Ясно, что вокруг Лавры будут зоны регулируемой застройки, включающие в себя (расшифровку обозначений мы нашли в Интернете): места отдыха общего пользования, природные территории в черте населенного пункта и территории для отдыха, здравоохранения и туризма.
В настоящий момент официальных, должным образом утвержденных границ охраняемой исторической территории, насколько мы поняли, нет. Тотального запрета на строительство чего-либо нового в историческом центре Посада вводить не планируется, но без существенных ограничений не обойдется. Возможно воссоздание ныне несуществующих старинных зданий или капитальный ремонт тех, что сохранились, с заменой инженерных коммуникаций и прочего.
Подробно рассказать об этом обещают на встрече с народом во вторник.
Парки и места отдыха
По словам Маргариты Оськиной, Генплан предусматривает создание рекреационных зон, то есть мест отдыха горожан. Предполагается обустроить парк в районе Вифанских прудов (которые администрация упорно именует Екатерининскими, хотя подобного топонима в этих местах ни опрошенные нами краеведы, ни простые граждане припомнить не могут). Об этих планах было объявлено вскоре после прихода к власти Николая Маслова. С тех пор, правда, выяснилось, что за несколько лет до того районные власти придали значительной части окрестностей прудов статус особо охраняемой природной территории местного значения, и для ее использования есть ряд серьезных ограничений. Нужно будет искать какое-то решение.
По другую сторону прудов, южнее, планируется создание парка культуры и отдыха с размещением парка птиц. Келарский пруд (у Лавры) — зона отдыха с фонтанами, гостиницами, кафе на воде и лодочными станциями.
Планируется также обустройство существующих в городе пойм рек и ручьев, чтоб народ мог отдыхать и там. А бульвар Кузнецова соединят сплошной пешеходной зоной с окрестностями Лавры.
Черниговский лес на схеме Генплана обозначен зеленым цветом, что означает, по-видимому, что строительства там не предполагается.
Кладбища
Философски рассуждая, все там будем, и ныне действующее Новое кладбище, увы, через некоторое время заполнится. Генплан предусматривает создание еще как минимум двух, с южной и юго-западной стороны от Сергиева Посада.
Никольское кладбище в центре города постановлением главы города объявлено мемориальным комплексом. На заброшенном и заросшем березами Кукуевском, по-видимому, создадут рекреационную зону, что-нибудь вроде парка.
Границы города
Вероятно, расширятся. Прилегающие дачные и коттеджные поселки войдут в его состав — их жители пользуются городской инфраструктурой, но в городской бюджет платят меньше. К тому же ясно, что в ближайшей перспективе народу там прибавится: участки продаются активно, и строить на них будут явно не летние домики с собачьей конурой.
"Эта нагрузка ложится на город, — сказала Маргарита Оськина. — Инвесторы, которые это все затеяли, ничего не вкладывают, а только продают участки. Ожидается большой приток населения, не обеспеченного никакой инфраструктурой — ни школами, ни детскими садами, ни объектами соцкультбыта и другими сооружениями. Люди, которые приобретают здесь участки, приходят к нам и спрашивают — когда здесь администрацией будут проводиться дороги и сети? Им, как я поняла, в рекламе обещается, что земля обеспечена всей инженерной инфраструктурой, а фактически это не так. Мы против такой дачной застройки – недоразвитых, неполноценных поселков, ничем не обеспеченных".
Промышленность
В будущем промышленные предприятия постепенно хотят перенести или за город, или на окраины. Новые создавать там же. Зоны перспективной промышленной застройки разбросаны по карте там и сям, самая крупная — в районе "Лакокраски".
Справка
НИиПИ градостроительства (государственное унитарное предприятие Московской области "Научно-исследовательский и проектный институт градостроительства") — головная организация по разработке проектов планировки административных районов и генеральных планов городов и поселков городского типа в Московской области. Организован в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР в 1974 году. Имеет аккредитацию Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области. Является головным исполнителем областной целевой программы "Разработка генерального плана развития Московской области на период до 2020 года".
Разработал генпланы городов Ивантеевка, Электрогорск, Жуковский, Звенигород, Щербинка, Орехово-Зуево, Электросталь, Волоколамск, Воскресенск, Серебряные Пруды, Солнечногорск, Клин, Кашира и многих других.
Комментарий
Любовь ШИРЯЕВА, главный архитектор района:
— Конечно, мы знакомы с предлагаемым к обсуждению Генпланом Сергиева Посада: были просмотры в институте, где нам докладывали проектировщики. У нас есть предложения, которые будут озвучены на предстоящем обсуждении.
Каких-либо серьезных, существенных замечаний с нашей стороны нет. Транспортная схема города обсуждалась достаточно долго, сейчас она более-менее сложилась. Со схемой территориального планирования района, которая все эти годы делалась совместно с поселениями, Генплан согласуется нормально, на каждый этап приглашались все главы, учитывались их пожелания.
Что касается двух новых вокзалов, это объекты не городского и не районного значения, ими занимается субъект федерации. С властями Московской области они согласованы, в областную схему территориального планирования внесены соответствующие изменения.
Я не хотела бы, чтобы Генплан стал политической разменной монетой. Охаять можно все. Нам надо решить, какой из представленных вариантов разрабатывать дальше, какие вносить изменения. Очень хочется, чтобы в обсуждении приняли участие горожане, чтобы не получилось, как в Краснозаводске, где на обсуждение Генплана города никто не пришел.
Cкандал
Как было в Москве
Принятие в окончательном чтении Генплана развития Москвы до 2025 года сопровождалось громким и довольно некрасивым скандалом. Против принятия документа в существующем виде резко выступили члены Общественной палаты РФ, в частности, известный галерист Марат Гельман, заявивший: "Для нас Москва — любовь, а для Лужкова — овощная грядка". Он также выразил мнение, что утвержденный Генплан столицы — "смертный приговор городу", так как не решает экологические и транспортные проблемы города, угрожает сохранности памятников (из 8500 московских памятников архитектуры на карте, по его мнению, обозначены примерно 1500), а основная часть земель отдается под коммерческую застройку без учета социальных интересов москвичей. Кроме того, были высказаны претензии в адрес проведенного обсуждения Генплана жителями, которое, по мнению критикующих, было проведено лишь формально.
С подобным мнением согласились многие общественные организации (более 30, из наиболее известных — "Яблоко") и политики. Владимир Жириновский заявил, что "этот Генплан выгоден чиновникам".
На церемонии вручения традиционной "антипремии" "Серебряная калоша", проводимой радиостанцией "Серебряный дождь", приз в разделе "Речка движимость и недвижимость" получила Мосгордума с формулировкой "За принятие Генплана застройки Москвы втайне от ее жителей".
Генплан Москвы вступит в силу в середине июня.
Приходите, обсудим!
Администрация города Сергиев Посад приглашает всех желающих принять участие в обсуждении вариантов Генплана с представителями его разработчика — НИиПИ градостроительства, которое состоится 8 июня в 13 часов в коференц-зале на втором этаже здания администрации.
Ждут всех!
Александр ГИРЛИН
Газета "Вперед" 

Комментарии

Аватар пользователя Нестор

В Москве горожане продолжают борьбу против генплана. Видимо, и Посад пойдёт в этом направлении.

Пользователи на сайте