Бюджет - не бездонная бочка

Финансовый менеджмент выходит на первый план
На другом совещании, что прошло в тот же день в казначействе с финансовыми работниками администраций поселений, говорили, на первый взгляд, на узкопрофессиональные темы. На самом деле за экономическими и бухгалтерскими терминами стояла та же цель — решение общей для района и поселений задачи пополнения доходной части бюджета.
Поселения, став самостоятельными, столкнулись с новой для себя задачей полностью сформировать собственную нормативно-правовую базу, регулирующую бюджетный процесс. Как прозвучало в докладе начальника финансового управления районной администрации Дмитрия Кирилева, мониторинг выявил как передовиков, так и отстающих. Если в Сергиевом Посаде и Березняках есть все нормативно-правовые документы, которые прописаны в бюджетном кодексе, то в таких поселениях, как Васильевское и Лозовское, они "в стадии разработки". А тем временем на повестке дня новые задачи: минимизация бюджетных рисков; среднесрочное, хотя бы на три года, планирование бюджетных поступлений и расходов; совершенствование механизмов закупок для муниципальных нужд; исключение необоснованно завышенных цен на работы и услуги; более жесткий контроль целевого использования бюджетных денег. Такое эффективное управление финансами дает экономию бюджета, исчисляемую в миллионах.
Говорили на совещании и о постепенном переходе муниципальных учреждений в так называемые автономные. В поселениях и районе к этому отношение осторожное, но в целом нельзя не признать, что данная форма дает организациям больше прав, при этом выводит на первый план умение руководителей разбираться в финансовом менеджменте. И тут, как выразился заместитель главы администрации района Евгений Гаврилов, "надо в голове подход поменять".
Крайне актуальной на сегодня проблеме — учету всех объектов бизнеса на территории района, что напрямую влияет на доходы местных бюджетов, — был посвящен доклад начальника отдела по мобилизации доходов Вячеслава Васильева. Инвентаризация и составление единой базы позволило бы четко отслеживать поступление налогов и платежей. В некоторых поселениях района принято положительное решение о приобретении программы, позволяющей вести такой реестр, но есть и те, кто от этого шага воздержались. Но, по мнению Евгения Гаврилова, без инвентаризации объектов бизнеса нельзя будет эффективно работать по мобилизации доходов в бюджеты. А практика показывает на примере района: это дает положительный результат.
Комментарий
Дмитрий КИРИЛЕВ:
— Чем вызвана необходимость собирать финансистов поселений, входящих в муниципальный район?
— В необходимости проведения таких совещаний мы убедились еще в прошлом году, когда поняли, что методологически недорабатываем с поселениями. Министерство финансов области физически не в состоянии проводить методологическую работу со всеми поселениями Московской области. Эта функция ложится на финорганы муниципальных районов. Это ниша, которую мы просто обязаны заполнить, поскольку в конечном итоге мы все сидим в одной лодке, и проблемы финансистов поселений рано или поздно становятся проблемами финансистов районных.
— Прозвучала критика в адрес некоторых поселений, где нормотворческая работа ведется слабо. А насколько она вообще актуальна? Ведь дотационное муниципальное образование, даже приняв весь озвученный пакет документов, не станет донором?
— В первую очередь работа с финансами, тем более с общественными, — очень строгая сфера деятельности. Здесь, как в аптеке, все должно быть регламентировано. В противном случае муниципальный бюджет превращается в дырявый мешок или дойную корову (кому как нравится). Осознавая ироничность вопроса, отвечу серьезно, что с большой долей вероятности станет. Это лишь вопрос времени. Разработав и приняв те нормативные правовые акты, о которых сегодня говорилось на совещании, а главное, добившись их исполнения, муниципалитеты наведут порядок в своих финансах. А это уже полдела. Добавить сюда повышение адресности ассигнований, эффективность использования бюджетных средств, прозрачность бюджетов, снижение коррупционной составляющей, переход от финансирования бюджетных учреждений к финансированию целей, ради которых и созданы эти учреждения, — и вот перед нами уже не "бездонная бочка", а совокупность управляемых расходов, ориентированная на конечный результат. Причем это не маниловщина, а мероприятия, реализованные в различных регионах страны.
Вячеслав ВАСИЛЬЕВ:
— Инвентаризация объектов бизнеса позволит администрациям поселений сформировать информационный массив в отношении налогоплательщиков по видам осуществляемой ими деятельности, по видам хозяйственных объектов, а также прав пользования этими объектами, что, в конечном счете, даст поселениям и району понимание того, кто работает на территории поселения и сколько платежей поступит в районный и поселенческие бюджеты. Для этого надо реализовать целый комплекс мер по сбору, систематизации и анализу информации об организациях и индивидуальных предпринимателях, которые занимаются финансово-хозяйственной деятельностью на территориях поселений. Одним из инструментов, который поможет проводить эту работу, мы считаем организацию координационных советов по развитию бизнеса на территории поселений. Существуют и специализированные программы, которые могут реально помочь поселениям в проводимой работе. Программный комплекс "Запросная система "ЕГРЮЛ и ЕГРИП" каждое из поселений может приобрести отдельно в установленном порядке, а информационное наполнение этой программы — сведения по налогоплательщикам муниципального района — Управление федеральной налоговой службы по Московской области предоставляет органам местного самоуправления по запросам бесплатно.
Галина СЕРОВА
Газета "Вперед"