Написать этот пост меня побудила беседа с человеком, который долгое время перебивался с одной работы на другую, а потом сообща с друзьями основал свой маленький кооперативчик.
На самом деле идеи о коллективных предприятиях не новы и кое-где плотно укоренились в повседневной жизни. Это "кое-где" - Испания, время действия - с середины прошлого века по сей день. Прошу и надеюсь читать будет интересно:
Независимая рабочая федерация "Мандрагона"
http://www.kiaraz.org/page110/2/2/
Инициатором создания федерации был католический священник дон Хосе Мария Аризмендарриета (1915-1976), человек, выдающейся силы ума, духа и доброты, о котором мир еще, к сожалению, очень мало знает. Человек, видимо, из плеяды таких людей, как Сахаров, Швейцер, Эйнштейн. Во время гражданской войны в Испании (1936-1938) священник был активным сторонником республиканцев и победившие фалангисты генерала Франко в числе других пленных республиканцев приговорили Аризмендарриету к смертной казни, которой он чудом избежал и был помилован. В 1941 году он был выпущен из тюрьмы и фактически сослан в глухую провинцию Мандрагон в Стране Басков на севере Испании.
Население этой провинции, сильно пострадавшей во время гражданской войны, не могло рассчитывать на помощь государства в восстановлении экономики.В провинции свирепствовала безработица, особенно среди молодежи.
Учитывая все это, Аризмендарриета пришел к выводу, что выходом из этого бедственного положения может быть создание в городах и поселках самоуправляющихся коллективных предприятий.
Главной трудностью на этом пути было отсутствие специалистов. Поэтому первым шагом Аризмендарриеты было создание технического училища. Первые выпускники этого училища, собрав свои сбережения и добившись небольшого банковского кредита, создали первое самоуправляющееся предприятие, получившее название «Ульгор».
Поначалу это была кустарная мастерская, ремонтировавшая бытовые приборы. И только в середине 50-х годов «Ульгор» приступил к изготовлению холодильников, затем стиральных машин и бытовых электропечей. Сейчас изделия фирмы «Ульгор» считаются лучшими в Испании. Вслед за «Ульгором» возникли другие самоуправляющиеся фирмы. В настоящее время в Басконии насчитывается уже 167 таких фирм, и на них работает свыше 20 тысяч человек. Фирмы соединены в 15 групп по отраслям производства и функциям.
За последние 35 лет из всех объединений «Мандрагоны» банкротство потерпели только три. В США, для сравнения, после первых пяти лет существования их новых частных и акционерных компаний выживает только 20 процентов.
В периоды спадов и кризисов в Испании только предприятия «Мандрагоны», как правило, продолжали создавать новые рабочие места. Заработки рабочих и служащих « Мандрагоны» самые высокие в Испании. Согласно «Интернейшнл геральд трибюн», предприятия «Мандрагоны» опережают все остальные предприятия Испании по уровню механизации, компьютеризации и производительности труда.
Каковы принципы функционирования предприятий «Мандрагоны»?
Каждое предприятие хозяйственно полностью независимо. Высший руководящий орган - общее собрание всех работников предприятия. Собирается раз в год, решает стратегические вопросы производственной политики, социальные вопросы, определяет соотношение фонда накопления и потребления (50 на 50 - это средний показатель по всем предприятиям), выбирает на четыре года рабочий совет и контрольную комиссию, заслушивает отчеты прежнего руководства. Рабочий совет назначает, иногда с помощью конкурса, генерального директора - также на четыре года.
Сердцем федерации является «народная касса» - банк, играющий также и роль инвестиционного фонда, который финансирует расширенное воспроизводство федерации, создание готовых предприятий, которые затем по себестоимости продаются в рассрочку новым трудовым коллективам. «Касса» финансирует также учебные и научно-исследовательские учреждения федерации.
Зарплату работники получают в зависимости от квалификации и почасовой выработки. Контролирует и направляет работу «народной кассы» конгресс федерации.В конце года работники получают часть своей доли в валовой прибыли предприятий (из фонда потребления).
Получают также проценты от той части прибыли, которая идёт на развитие производства (фонд накопления). Никаких акций в «Мандрагоне» нет. При уходе с работы люди получают свою долю прибыли из фонда накопления за все время их работы (минус амортизация), а также вступительный пай. В случае смерти работника его долю получает семья или наследники по завещанию. Примерно 10 процентов всех прибылей идут на социальные нужды: развитие образования, культуры, строительство жилья.
Трудовые коллективы Мандрагоны так же создали самоуправляющуюся систему социального обеспечения — федерация содержит четыре училища и два крупных супермаркета.
Социолог Джонатан Пауэр отмечает в «Интернейшнл геральд трибюн», что в отличие от государственных и частных предприятий на самоуправляющихся нет места отчуждению работников от результатов своего труда. Члены коллектива ощущают себя подлинными хозяевами своих предприятий, лично заинтересованных в их развитии и прибыльности...
Опубликовано
Посадская беседка
- 20:42:14 савл
- 21:08:36 Владимир Пахомов
- 09:07:54 савл
- 20:42:15 Владимир Пахомов
- 21:08:31 GT
- 08:41:51 савл
- 11:15:14 Владимир Пахомов
- 13:54:16 Владимир Пахомов
- 08:34:44 Дамир
- 11:45:56 савл
Комментарии
Интереснее было бы узнать о кооперативчике Вашего собеседника, чем читать исторический опус.
Кооперативчки моего собеседника будет там же, куда занесло и собеседника - не в РФ. Просто тут я изложил образец, на который он хочет равняться да и заодно поагитировал за самоуправляющуюся экономику.
Если интересно могу репортаж о сельхозкоммунах под Питером кинуть...
Меня тоже первый абзац более заинтересовал