ГАЭС готовится к половодью

Оно может существенно отличаться от всех предыдущих
Каждый год с наступлением весны на ГАЭС проводится ряд мероприятий по подготовке к весеннему паводку. Проверяется ход и качество готовности оборудования и гидротехнических сооружений к пропуску талых вод, бесперебойное обеспечение круглосуточной работы водолазной станции и спасательного поста. Принимаются меры к недопущению посторонних лиц в акватории верхнего и нижнего бассейнов ГАЭС в период интенсивного таяния снега и льда. Действуют аварийные бригады, проводится ежесуточный осмотр гидротехнических сооружений, мониторинг изменений гидрометеорологической обстановки, уровней воды в верхнем и нижнем бассейнах гидроузла.
Решение о строительстве первой в стране гидроаккумулирующей электростанции в Сергиево–Посадском районе было принято в 1974 году. 30 декабре 1987 г. она была введена в эксплуатацию. На полную проектную мощность станция вышла в 2000 г. Загорская ГАЭС - уникальная, единственная в России гидроаккумулирующая станция, способная не только производить, но и «запасать» электроэнергию. Ночью, когда спрос на электричество падает, насосы ГАЭС перекачивают воду из нижнего бассейна станции в верхний. Днем эта вода через гидроагрегаты сбрасывается обратно, обеспечивая дополнительную выработку электроэнергии в периоды наибольшего потребления. Таким образом, станция выполняет исключительно важную функцию, сглаживая пики нагрузки в московской энергосистеме. Опыт эксплуатации ГАЭС и ее использования в целях регулирования электрических режимов показал, что она является не обычным генерирующим источником, а скорее многофункциональным источником оказания системных услуг, способствующих не только оптимизации суточного графика нагрузок, но и повышению надежности и качества электроснабжения.
Казалось бы, преимущества станции очевидны. Однако с началом весеннего половодья и таяния ледяных торосов возникает ряд проблем у жителей дачных поселков, расположенных в пойме реки Дубны. Из года в год от них поступают жалобы о затоплении участков. Разобраться в причине мы решили на месте. Нашим проводником и комментатором в этом деле стал начальник службы мониторинга оборудования и гидротехнических сооружений Владимир Черненко.
- Владимир Николаевич, какая доля вины приходится на ГАЭС при весеннем затоплении берегов?
- Станция в весеннем половодье не виновата. Все дело в том, что дачные участки расположены в низине и слишком близко к берегу реки. Отсюда и ежегодные проблемы с затоплением дачных строений во время осуществления выбросов талых вод. Хочу отметить, что ни одного лишнего грамма воды мы не пропускаем. Мы осуществляем только транзитный пропуск воды. Однако если уровень воды в самой реке увеличивается, соответственно увеличивается и транзит.
- Получается, что виноваты те, кто выделял участки в пойме реки Дубны?
- Вы же знаете, как у нас раньше было - главное участок получить, а что там и как, никто не думал.
- Какой прогноз на нынешнюю весну?
- Это половодье может существенно отличаться от предыдущих лет. Во-первых, связано это с тем, что зима была достаточно холодная, обычно зимы мягче: то тает все, то замерзнет. В этом году зима была настоящей, ровной. Показатель – огромное количество льда в бассейнах. Во-вторых, снега выпало много. Средняя многолетняя толщина его для нашего района составляет 25 см, сейчас – 37 см. В полтора раза больше. Если весна будет активной, то могут быть достаточно большие притоки в реку Кунью, а это соответственно и значимое половодье. Чем это опасно? Прежде всего, как мы уже говорили, ниже ГАЭС есть дачные участки в пойме реки Дубны, и при большом половодье они будут подтоплены. Снова повторюсь, вины ГАЭС в этом нет. Ни одного лишнего грамма талых вод мы не пропускаем. Максимальный приток воды в реку Кунью при спуске не превышает 30 кубометров в секунду.
- Такое нагромождение гигантских торосов, льдин так и притягивает к себе. Создается ощущение, что ты в Арктике. Так и хочется почувствовать всю эту мощь у себя под ногами…
- Да, действительно, красиво. Но эти красоты - наша постоянная проблема. Во-первых, рыбаки. Во-вторых, дети, которые любят кататься на льдинах. Это очень опасно, ведь в течение достаточно короткого времени горизонт воды опускается и поднимается на 9 метров. Поэтому мы предупреждаем рыбаков, просим провести беседы учителей и родителей с детьми об опасности и категорически не пускать их в это время на льдины. Мы ведь не всегда можем оказать своевременную помощь, у нас нет вертолета, чтобы быстро добраться до места происшествия. И поэтому для человека, оказавшегося на оторвавшейся льдине, все может закончиться очень даже трагически.
P.S. Получается, что извечный вопрос «Что делать?» остается без ответа. С одной стороны, никаких нарушений со стороны ГАЭС нет, с другой - как быть людям, чьи дома и участки ежегодно страдают от избытка воды в период весеннего половодья?
Галина ПУШНИЦКАЯ
Газета "Сергиевские Ведомости"