Секрет "Золотой рыбки"

"Я сделала его так, как видела", — говорит про детский сад его заведующая
Детский сад, пожалуй, можно назвать нашей первой школой жизни. До этого малыша окружают в основном родные. Людей он, конечно, видит, но это где-то там — на улице, в песочнице, в поликлинике. При этом всегда рядом мама (папа, бабушка, няня...), которые в его мироощущении — надежная преграда от "внешней опасности". В детском саду ребенок впервые остается с миром чужих один на один. Каким он окажется для маленького человека — комфортным, добрым или враждебным, — очень важно.
"Золотая рыбка" в Хотькове — садик с хорошей репутацией. Мы встретились с его заведующей Татьяной Курбаковой, чтобы выяснить, что делает возглавляемый ею садик привлекательным.
"Чем "Золотая рыбка" отличается от других дошкольных учреждений?" — спрашиваем сразу и без обиняков. "Не знаю, не могу сказать, — отвечает Татьяна Николаевна. — Сейчас во многих садиках есть и материальная база, и дополнительные развивающие программы, и все остальное. Я думаю, мы такие же, как и все".
Курбакова в "Золотой рыбке" 25 лет — со дня его основания. Как она говорит, "с самого болота стройки" — это еще плюс два года. В 1983 году ее оформили инженером в ЦНИИСМ и поручили курировать строительство социального объекта. "Я сделала его так, как видела", — вспоминает те годы Татьяна Николаевна. Получился нетиповой для того времени объект.
Вначале в проект внесли бассейн, затем второй музыкальный зал, затем шикарную прачечную и хорошие вспомогательные помещения. И, конечно, видела будущая заведующая свой садик с большой территорией вокруг. В результате у хотьковских ребятишек появился отличный современный детский сад.
Сохранить в трудные 90-е удалось почти все, потеряли лишь прачечную. Правда, в прошлом году, принимая во внимание большие очереди в дошкольные учреждения, пожертвовали одним музыкальным залом и открыли дополнительную группу. Зато приняли в сад еще двадцать пять детей.
Изначально детский сад, будучи ведомственным, жил очень обеспеченно. Но и сейчас его материальную базу удается держать на современном уровне. Появился тренажерный зал, комнаты русского быта и экологического воспитания, кабинеты физиопроцедур и массажный. Тренажеры закупили частично на бюджетные средства (копили деньги, что выделялись на содержание бассейна), частично на спонсорские. Частный бизнес — Евгений Харченко, Андрей Севостьянов и другие предприниматели — помогает детскому учреждению держать марку.
Все это прекрасно, но не уникально. А в чем же особенность "Золотой рыбки"?
Работает сад, как и другие, в соответствии с государственными образовательными стандартами: режим дня, программа обучения и воспитания, основы безопасности детей дошкольного возраста. Есть дополнительные программы, логопедические пункты, психолог, но этим сегодня никого не удивишь.
Гордость сада — музей русского быта и экологическая программа. В музее дети приобщаются к истокам русской культуры, учатся любить историю народа, воочию видят, как жили их прадеды, прикасаются, в буквальном смысле, ручками, к их быту и культуре.
Для экологического воспитания есть своя база — шикарная территория в один гектар. Кусты и деревья, цветники, огород. Каждую весну воспитатели со своими подопечными высаживают рассаду, ухаживают за цветами. С 2006 года детский сад участвует в конкурсах на лучшую территорию, лучший цветник. В прошлом году клумба "Золотой рыбки" победила среди дошкольных учреждений района. Ребенок, привыкший с детства жить среди цветов, да еще не просто любоваться ими, но и участвовать в садово-огородном процессе, — каким он вырастет? Конечно, не гарантированно успешным или порядочным. Но наверняка с привычкой и потребностью делать мир вокруг себя красивым.
Активная жизненная позиция — за это тоже отвечают не только гены, но и воспитание. "У нас коллектив творческий, работоспособный. Мы постоянно ищем новые формы работы с семьями детей, с населением микрорайона, — рассказывает Татьяна Николаевна. — Интересно проходят праздники: Масленица, "Книжкины именины", "День открытых дверей", в которых участвуют и дети, и взрослые. Дети сада принимают участие в районных соревнованиях "Веселые старты" и "Мама, папа, я — спортивная семья". Педагоги — в конкурсе "Педагог года". Каждый год мы чествуем ветеранов и возлагаем венки к памятнику погибшим воинам, проводим мероприятия в День матери и День России. Участвуем в конкурсе поваров. То есть пытаемся успеть везде". В результате учителя начальных классов отмечают у детей из "Золотой рыбки" высокий уровень самостоятельности, коммуникативных навыков, любознательности.
Каждый родитель хочет, чтобы ребенок был в безопасности. И это не только огороженная территория детского сада, охрана и кодовые замки на входной двери. Но и обучение детей, начиная с трехлетнего возраста, основам безопасности. Вообще-то до сих пор я думала, что это — прямая обязанность родителей. Но если молодая мама или папа заняты или не умеют подготовить ребенка к этой стороне жизни, их "страхуют" педагоги. Учат всему: как вести себя дома и на дороге; что можно делать и что нельзя, когда один дома; можно ли открывать дверь чужим людям; что делать, если возникла пожарная ситуация; какая еда вредная и какая полезная.
Но и это не ноу-хау "Золотой рыбки", а обычные стандарты дошкольного воспитания.
Здоровье — вот, пожалуй, вещь более важная, чем образование в детском саду. Даже без развивающих программ современная жизнь так устроена, что сама по себе многому учит. У детей сегодня много знаний и мало здоровья. В хотьковской "Золотой рыбке" его укреплению, закаливанию ребят — большое внимание.
К спорту приобщают не только в бассейне и на тренажерах, но и на спортплощадке; физиопроцедуры, массаж, фиточаи, кислородный коктейль... Пока про все это рассказывает заведующая садиком, не дает покоя мысль: и это есть у других, не в этом секрет популярности, должно быть что-то еще.
Разговор тем временем постепенно переходит в другое русло. Какие они — современные дети? Принято считать, что менее дисциплинированны, чем прежде, часто дерзкие, не уважают старших, эгоистичны, избалованы.
"Дети сегодня, — говорит Татьяна Николаевна, словно не понимая, о чем речь, — не похожи на прежних. Потому что в детский сад их привели другие, более современные родители. Дети более раскрепощенные. Тянутся к современной технике, многие уже владеют компьютерами. Но не знают сказки — мамы сегодня мало читают с детьми книжки. Все увлекаются техникой, электронными играми".
Ладно, спросим по-другому: "Стало ли сложнее воспитывать детей сегодня, чем, скажем, двадцать лет назад? Есть садики, где из-за этого возникают проблемы непонимания между родителями и педагогами".
Заведующая задумывается, словно пытается вспомнить "достойные" рассказа случаи. Потом говорит: "Как таковых проблем с родителями не возникает. У нас есть клуб молодой семьи, работает психолог. Поэтому, если и возникают проблемные ситуации, родители вместе с ребенком посещают психолога. И мы ищем причину: что не нравится родителям, что не нравится ребенку".
Вот он, секрет "Золотой рыбки"! Татьяна Николаевна Курбакова — уютная, доброжелательная, комфортная — не только сам садик, но и атмосферу в нем "сделала так, как видела": уютной и комфортной.
"Детский сад комбинированного вида № 51 является домом любви и радости". Это Татьяна Курбакова написала в краткой записке о своем саде. Может, она именно так его видит?
Галина СЕРОВА
Газета "Вперед"