Второе травматологическое отделение в Районной больнице появилось примерно год назад. Оно не было создано с нуля. Просто в какой-то момент травматологией на 80 коек управлять стало неудобно. Ее разделили пополам, и получилось два полноценных отделения. “Вторую травму” возглавил врач высшей категории Исмаил Дибиров.
Исмаил Гаджиевич родом из Дагестана, из горного села. Сегодня Дагестан у него прямо в рабочем кабинете. На стенах большие фотографии в рамках. Снимки делал сам: горы, стремительные реки, ущелья — кусочки родной земли.
После окончания в 1988 году московского мединститута приехал по распределению в Загорск и вот уже более двадцати лет работает в Районной больнице. Начинал в травмпункте — чтобы перейти в стационар, понадобилось десять лет. Но то время вспоминает как хорошую профессиональную школу. Считает, что начинать молодому врачу-травматологу надо именно там. Спрашиваю: разве не в стационаре, куда попадают наиболее тяжелые больные, приобретается серьезный опыт?
“Это не совсем так, — объясняет Исмаил Гаджиевич. — Даже самому молодому врачу, если он работает в травмпункте, постоянно приходится принимать самостоятельные решения. Из того, кто умеет это делать, быстро получается врач, привыкший нести ответственность. Дежурства в травмпункте — настоящее испытание на прочность”.
Вот интересно, с чего начинает работу дагестанский мужчина, став руководителем? Какие планы мечтает реализовать в первую очередь? Наверное, выстроить всех по струнке, получить самое лучшее оборудование и т. д.
Возможно, и это тоже. Но сам он, вспоминая, с чего все начиналось, в первую очередь отмечает другое. Хотелось, чтобы в отделении были строгий порядок и чистота. “Ведь мы чем отличаемся от других отделений? Везде лежат в основном те, кто давно болеет и уже привык к тому, что больничные условия в наше время отличаются от домашних. А к нам попадают с травмой. По сути часто это здоровые люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, которые гораздо болезненней реагируют на условия, общение с врачом и средним медперсоналом, чем на состояние, к примеру, ноги в гипсе. Значит, кроме лечения, надо условия подтянуть, сделать их более комфортными”. Со стороны руководства больницы и районного здравоохранения, подчеркивает Исмаил Гаджиевич, второе травматологическое отделение находит полное понимание и поддержку.
Мы проходим по палатам, заглядываем в кабинеты. Везде чисто и ухожено. А как же бродяги, которые в травму попадают регулярно? Для этих “vip” персон — отдельная палата № 8 и персональный уход, который они получают еще в приемном отделении: отмыть, вывести вши и т. д. Заглядываем в восьмую — все лежат на чистеньких коечках, кто-то чаек попивает.
В перевязочной, несмотря на стерильную чистоту, хозяйка кабинета медсестра Юлия замывает пол: что-то просыпалось. Пустяк? Не скажите. Мы все лежали в больницах. Лично я не так давно в столичной, где мне в первый день заселения санитарка показала, какой стенной шкаф надо открыть, чтобы найти швабру и тряпку. А на кабинете медсестер висело объявление “За вход без стука штраф 1000 евро”. Это, конечно, была шутка, но, заглянув туда без стука, я увидела дым коромыслом и вино на столе, а заодно и санитарку за общим столом.
О своих медсестрах и нянечках Исмаил Гаджиевич отзывается с большой теплотой. Выхаживание больных, говорит, — это очень важно. Врач прооперировал, а ведь больного еще и на ноги поставить надо, причем в травматологии в прямом смысле. Здесь по понятным причинам большинство больных — лежачие. А значит, уход требуется в значительно большей степени, чем в других отделениях. Как говорится, швабру им в руки не дашь.
Во второй травматологии работают около двадцати человек. Кроме Исмаила Дибирова в отделении еще два врача травматолога-ортопеда: Игорь Кучерявый и Александр Корчик. Все молодые, амбициозные в хорошем смысле этого слова, а значит, инициативные.
Всего в отделении работает порядка двух десятков человек. В 2009 году через их руки прошло около тысячи пациентов. Переломы, ожоги, обморожения; в основном — последствия дорожно-транспортных происшествий.
Пострадавшие от смерча, что накрыл Краснозаводск, прошли именно через вторую травматологию Районной больницы. В отделение поступили четырнадцать человек с ранениями средней и тяжелой степени. Тогда, вспоминает Дибиров, работали до четырех часов утра; обстановка была примерно как на поле боя. В результате все пострадавшие получили квалифицированную медицинскую помощь. Это была своеобразная проверка возможностей наших районных медиков, которую они с честью выдержали.
Операции “по специальности” врачи травматологического отделения проводят сами; если повреждены внутренние органы, привлекаются другие узкие специалисты. К сожалению, в РБ нет своего нейрохирургического отделения. Практика оказания медпомощи такова, что когда требуются операции, которые в силу различных причин невозможно провести своими силами, или консультация в сложных случаях, привлекаются специалисты МОНИКИ.
Что касается медицинского оборудования, Исмаил Гаджиевич говорит, что в наличии все, что позволяет оказывать необходимую помощь пострадавшим. Но все же стремиться, наверное, есть к чему. Современная медицина давно уже базируется не только на квалификации врача, а является высокотехнологичной отраслью. Хотя что касается травматологии, Дибиров шутит: “Чем мы отличаемся от других врачей? Травматолог может применить импортные фиксаторы, а может — проволочку, и все равно необходимую помощь окажет”.
И все-таки умелым рукам докторов и в районной медицине все чаще на помощь приходит современная техника. Есть о чем мечтать и травматологии. Так, уже есть возможность, применяя современное оборудование, оказать помощь пациенту со смещенным переломом, не делая разреза. Но для этого к рентгеноаппарату нужен электронно-оптический преобразователь. Его пока в Районной больнице нет. Зато появилась надежда, что может появиться свой магнитно-резонансный томограф — на это нужно порядка миллиона рублей, своими силами его не приобрести, а современная диагностика давно требует его применения, в том числе и в травматологии.
Свои надежды на некий скачок в оказании медпомощи связывает заведующий второй травматологией и с грядущими переменами, которые ожидаются в системе здравоохранения страны: переходом на новые медико-экономические стандарты. Это должно приблизить к населению более технологичные виды медицинской помощи, а значит, и районные больницы получат доступ к оборудованию и технологиям, которые пока есть только в клиниках регионального и федерального уровня. Радует, что в последнее время и районные власти не обделяют своим вниманием местное здравоохранение.
Ну а пока вторая травматология и ее врачи, медсестры, нянечки вместе с другими отделениями Районной больницы, опираясь на свою базу, продолжают оказывать помощь всем, кому она нужна, и, как правило, нужна срочно.
Газета "Вперед"