Доктор и взятка

Сколько стоит фальшивый больничный?
Недавно в Сергиево-Посадском городском суде слушалось дело с участием врача и сотрудников ОБЭП
Когда в нашей стране говорят про борьбу с коррупцией, мне лично прежде всего представляются какие-то телеобразы в виде высокопоставленных чиновников или арестованных "оборотней в погонах". Помеченные светящимся в ультрафиолете составом купюры, съемки скрытой камерой, врывающиеся в кабинеты бойцы в масках... Правильные и поучительные слова, произносимые гарантом конституции. В общем, процесс идет, все мы — его участники, наше будущее светло, а цели прекрасны.
Неправильная гражданская позиция
При этом как-то забывается о том, что взятка — это не только миллионы долларов, распределяемых между собою где-то там, в невообразимой вышине и тишине кабинетов, но и тысяча рублей, отданная нами исключительно в виде благодарности милиционеру, врачу, директору школы, мелкому чиновнику.
Многие ли из нас готовы похвастать, что ни разу в жизни не давали взятки? Я вот не готов. Было дело, я давал деньги сантехникам, убедившись, что без этого они придут на вызов через неделю, когда будет уже поздно и дом, размытый потоками из трубы, унесет в мировой океан. Была ли это взятка, не знаю, но впечатление осталось пренеприятное. И трижды за свою жизнь мне приходилось платить врачам. Несмотря на наличие полиса и всего остального. Потому что, как много лет назад сказал мне один доктор, бесплатно он выпишет мне аскорбинку, а все остальное стоит денег. Нужно заплатить и ему самому, и медсестре, которая оформляет бумаги (между собой "гонорар" они распределяли сами)... Какие-то сопутствующие препараты тоже следовало покупать только у него, потому что во всех аптеках они поддельные. Я никогда и никому не говорил об этом хотя бы из-за того, что знаю: пенсионеров он лечит бесплатно.
Мнимый больной
Дабы не позорить медицинскую отрасль в целом, мы не будем называть имени и специализации попавшей "под статью" женщины. Равно как не назовем больницу, где она работала.
Фабула этой истории, в сущности, довольно проста. В отдел по борьбе с экономическими преступлениями УВД района поступила информация о том, что врач N оформляет за деньги фиктивные больничные листы, и народная тропа к ней не зарастает. То есть если вы, скажем, по каким-то причинам не явились на работу (загуляли, запили, ездили навещать бабушку в Бобруйск), а начальство этого обстоятельства не оценило — за определенную мзду можно обзавестись самым настоящим больничным. С печатями и записью в медицинской карте. Не был на работе? Я болел! Карьера спасена, зарплата в семью приносится по-прежнему, все довольны. Да только с точки зрения закона это все — преступление.
Милиционеры решили осуществить операцию, которая в других случаях называется "проверочная закупка", а тут уж не знаю как — "проверочное заболевание", что ли. В документах кодовое имя не указано. То есть некий молодой человек, которого обэповцы снабдили скрытой видеокамерой в виде пуговицы, пришел к доктору и объяснил: так, мол, и так, находился в запое, три дня прогулов, надо как-то оправдаться. "Врач спросила, платежеспособен ли он, и предложила выписать больничный лист за 1500 рублей, а за его оформление "задним числом" — еще 500 рублей", — цитируются в приговоре суда показания мнимого больного. Он, понятное дело, согласился. Деньги заплатил, а за оформленным больничным ему было велено явиться через два дня.
Он явился. И "так как цель операции (незаконно оформленный и закрытый больничный. — Ред.) достигнута не была, он вернулся в кабинет врача и попросил продлить больничный лист. Та разъяснила ему, что в больничном будут исправления, и сказала платить за продление деньги", — указано в приговоре. Еще тысячу рублей — конечно же, помеченных спецсоставом с надписью "Взятка ОБЭП-2009". "Цель операции" в этот раз была достигнута: вот меченые деньги, вот закрытый больничный — в общем, как говорят милиционеры, "можно брать". И пока мнимый больной ходил в регистратуру ставить печати, в кабинете врача появились сотрудники ОБЭП.
Помеченные деньги в присутствии понятых нашли у доктора в сумке.
Свидетели
Все это можно было бы счесть провокацией сотрудников ОБЭП (такую версию на суде выдвигала защита и сама подсудимая), если бы не показания нескольких других свидетелей, провернувших точно такую же "операцию" по оформлению фиктивного больничного листа. Милиционеры отыскали их и убедили выступить в суде.
Один из них, например, показал, что в мае ему "по семейным обстоятельствам было необходимо выехать за пределы Московской области, и был нужен документ, оправдывающий невыход на работу. От знакомых он знал, что за определенную сумму можно оформить больничный лист. Он рассказал ей о сложившейся ситуации и попросил выписать листок нетрудоспособности на несколько дней. Врач сказала, что может выписать больничный, но это будет стоить 1000 рублей. Он согласился (...). Деньги положил в открытый ящик стола. При приеме никаких жалоб на здоровье не заявлял, диагноз, жалобы и другие записи в его медицинской карте врач производила сама". Впоследствии, кстати, этот больничный так и не был закрыт и на работу свидетелем не предъявлялся, но суд счел этот факт незначительным.
Другая свидетельница показала, что в мае она планировала уехать на отдых в Анапу, но заболела и на следующий день обратилась к врачу. Врач осмотрела ее, открыла больничный, назначила лечение. На повторный прием записала через четыре дня. Однако в этот день у нее появилась возможность уехать в Анапу на машине, и она уехала. Зная, сколько дней пробудет на юге, перед отъездом она попросила свою мать сходить без нее к врачу и продлить больничный лист. Что и было сделано за небольшую мзду в 600 рублей, 200 рублей за каждый день продления.
Итого — три свидетеля (включая мнимого больного), в сущности говорящих одно и то же.
"Вел себя неадекватно, предлагал деньги"
Справедливости ради следует рассказать и то, как сама подсудимая объясняла все эти эпизоды. Вину в совершении преступлений она не признала. Мужчина, который, по его словам, пришел за больничным "по семейным обстоятельствам", обращался к ней с жалобами на здоровье, нуждался в лечении и освобождении от работы. Что и было предпринято, а никаких денег она от него не получала. Женщина, уехавшая в Анапу, приходила к ней на прием лично, была больна и тоже нуждалась в лечении. При этом она допускает, что за продлением больничного впоследствии приходила ее мать, но в связи с большим количеством больных она могла ее не узнать и принять за "настоящую" пациентку. Никаких денег она у нее не брала.
А "мнимый больной" вообще неоднократно приходил к ней на прием, "вел себя неадекватно, постоянно предлагал деньги". Которые она, ввиду отсутствия у него медицинского полиса, взяла для дальнейшего внесения в кассу больницы. Врач считает, что со стороны сотрудников милиции имела место провокация взятки.
Суд с этим мнением не согласился, сочтя, что "провокации взятки допущено не было, поскольку, согласно имеющимся доказательствам (в том числе видеозаписям. — Ред.), подсудимая первая предложила передать ей за незаконное оформление больничного листа денежное вознаграждение".
Наказали
Суд счел доказанными совершение врачом трех преступлений в виде получения взятки и подлога в оформлении документов и назначил ей наказание сроком 3,5 года лишения свободы. Условно, с испытательным сроком 2 года. Дополнительно ей запрещено занимать в учреждениях здравоохранения должности, связанные с оформлением больничных листов, на срок 2,5 года. Смягчающими обстоятельствами признано то, что раньше к суду она не привлекалась, положительно характеризуется по месту жительства и работы и является многодетной матерью.
Приговор вступил в законную силу в середине декабря прошлого года.
Александр ГИРЛИН
Газета "Вперед"
Редакция благодарит Сергиево-Посадскую городскую прокуратуру за предоставленные материалы