Нет в Сергиевом Посаде улицы длиннее и шире, чем проспект Красной Армии. А как же иначе, ведь и сама Красная Армия, как в песне поется, была всех сильней «от тайги до британских морей».
Красная Армия началась не с пустого места, и наш проспект, названный в ее честь, тоже имеет свою долгую историю. Задолго до рождения Красной Армии не однажды проходили по будущему проспекту русские воины: в XIV – XVI веках дружины великого княжества Московского, в XVII столетии полки Московского царства, в XVIII – начале XX века – войска Российской империи.
ПЕРВЫЕ УПОМИНАНИЯ
Но вернемся к проспекту. Сведения о нем в письменных источниках начинают попадаться с середины XVIII века. Составляя часть дороги из Москвы в Переяславль, проспект в то время назывался Болъшедорожной улицей. Название совершенно точно отражало ее особое положение главной транспортной артерии поселений будущего города.
При необходимости Большедорожную улицу разделяли на Московскую и Переяславскую половины. В таких случаях их называли Московской и Переяславской большедорожными улицами. Разделение одной очень длинной улицы на части было так удобно для ориентирования приезжих и для самих местных жителей, что к середине XIX века Большедорожная улица окончательно разделилась на две отдельные, Московскую и Переяславскую улицы; дополнительное определение «большедорожная» исчезло из их названий.
ВЪЕЗД
В наше время въезд на проспект Красной Армии со стороны Москвы, сразу за путепроводом, открывают два больших пятиэтажных дома, построенные друг против друга в 60-х годах XX века. В старину никакого особого оформления въезда на Большедорожную улицу не было. Оно появилось лишь к началу XIX века, вскоре после учреждения в 1782 году Сергиевского Посада. Согласно законам того времени, города и посады ограждались земляными валами, а на въездах ставились шлагбаумы и кордегардии (караульные помещения, – Ред.) или просто будки для караула. К началу XIX века на въезде в Посад со стороны Москвы также были устроены шлагбаум и будка, окрашенные, как писал о них Николай Лесков, «во все цвета национальной пестряди, состоящей из черных и белых полос с красными отводами». За шлагбаумом открывалась небольшая прямоугольная площадь, по сторонам которой стояли кузницы. Здесь можно было подковать лошадь или, например, починить рессору экипажа. От кузничной площади начиналась собственно Большедорожная улица, которая, пересекая весь город в юго-западном направлении, вела к Лавре и далее в сторону Переяславля.
МОЩЕНИЕ
До конца XVIII века Большедорожная улица мостилась лишь в отдельных, наиболее сырых местах или на скользких глинистых склонах к Кончуре. Так, например, в 1753 году, к приезду императрицы Елизаветы Петровны предполагалось замостить Московскую часть улицы до Кончуры бревнами шириной 4,5 аршина (приблизительно 3,2 метра. – Ред.), а подъем к Лавре, мимо подольных церквей – камнем; в конце концов мощение камнем было отложено. Лишь к концу столетия Большедорожную улицу замостили полностью, но бревнами. Ширина проезжей части из обтесанных с верхней стороны бревен составила 6 – 7 сажен (около 10 метров. – Ред.).
Содержание Большедорожной улицы считалось обязанностью владельцев стоящих по ней домов. Для исполнения этой обязанности властям часто приходилось прибегать к мерам принуждения. Так, например, произошло летом 1783 года, когда служители Лавры, живущие на Переяславской половине, отказались «мостить мосты против своих дворов». Со временем плотно сбитые друг с другом бревна расходились, трескались, покрывались выбоинами от колес и копыт. В результате, надо полагать, быстрая езда по Большедорожной улице была невозможна, а медленная – мучительна из-за тряски. Проще и безопаснее было ходить пешком.
Положение исправилось летом 1845 года, когда при устройстве шоссе между Москвой и Переяславлем вся Большедорожная улица, как часть шоссе в границах Посада, так же была шоссирована, то есть замощена плотно утрамбованной смесью щебня и песка. Содержание Большедорожной улицы взяло на себя государство.
В 1883 году государство сочло более выгодным переложить содержание шоссейных дорог в черте городов Московской губернии на счет самих городов. Власти Сергиевского Посада оценивали состояние переданного им шоссе так: «мостовая по бокам шоссе во многих местах поломана, два проездных мостика ветхи и негодны для проезда. Треть мостовой замощена камнем из брака кремнистым и дресвяным, к тому же мелким». Жалобы посадских властей о плохом состоянии дороги, о недостаточности городской казны не помогли вернуть содержание шоссе (Московской и Переяславской улиц) обратно государству.
ЗАСТРОЙКА
Большедорожная улица, как наиболее оживленная транспортная артерия Сергиевского Посада, всегда отличалась и наиболее плотной застройкой. На рубеже XVIII – XIX веков два первых жилых каменных дома были построены именно здесь: на Московской половине, в квартале между поперечными улицами Болотовой (Болотная) и Репиной (Кооперативная). Первые каменные дома, к сожалению, не сохранились. К началу XX века на Московской и Переяславской половинах Большедорожной улицы насчитывалось 33 каменных дома, а всех домов 206, в том числе 42 двухэтажных. Из общего числа 3-4 дома на Большедорожной улице принадлежали купцу Г.В. Когтеву, содержателю трактира, рейнского (винного) погреба и нескольких лавок на Красногорской площади. С учетом чрезвычайной дороговизны земли в Посаде, дома представляли собой выгодное вложение капитала, они наглядно подтверждали состоятельность и кредитоспособность их владельца.
Представление об облике Большедорожной улицы дают отдельные сохранившиеся дома на ее Московской половине. Дома, как правило, в два этажа: вверху жилые комнаты хозяев, внизу – торговые помещения, некоторые до сих пор используются по своему назначению. Была здесь даже каменная одноэтажная «лавка с жильем», принадлежавшая мещанину Н. Каптелину. В 1980-х годах в этой лавке располагался винный магазин, прозванный «мавзолеем» за всегдашнюю перед ним очередь. «Мавзолей», к сожалению, не сохранился.
На Московской половине Большедорожной улицы стояли почти все общественные и казенные здания дореволюционного Посада. К казенным строениям относится сохранившийся до наших дней на углу проспекта и Воробьевской улицы тюремный замок. Воздвигнутый на счет государственной казны в 1871 – 1873 годах и рассчитанный на 100 заключенных, он стал центральной тюрьмой почти для всех городов Московской губернии и, вместе с тем, дополнительной головной болью местных властей. Дело в том, что жалованье и обмундирование надзирателю и восьми сторожам тюремного замка, 1200 рублей в год, обеспечивала городская казна, то есть все жители Посада.
Общественные здания Сергиевского Посада группировались вокруг Вознесенской церкви. Еще в конце XVIII века здесь были поставлены деревянные одноэтажные здания ратуши и городского начального училища. Поскольку жители противились содержанию училища, заведенного по распоряжению свыше, и неохотно отдавали туда своих детей, просуществовало оно недолго. Сейчас, приблизительно на месте зданий ратуши и училища, располагается здание образовательного центра «Нива».
Во второй половине XIX века отношение жителей Посада к светскому образованию изменилось. В результате на противоположной от Вознесенской церкви стороне Большедорожной улицы в бывшем жилом доме было устроено начальное училище. В 1877 году на Вознесенской площади, в специально построенном каменном здании, открылась четырехклассная мужская прогимназия. Рядом с ней, у пересечения Большедорожной и Болотовой улиц, в бывшем купеческом особняке открылось каменное двухэтажное здание присутственных мест.
Наконец, в начале XX столетия на краю горы Волкуши, у спуска Большедорожной улицы к Кончуре, было поставлено городское реальное училище (в настоящее время музей игрушки). Перечисленные здания не только украсили Московскую часть Большедорожной улицы, они сформировали административный центр старого Сергиевского Посада. Украшением Переяславской части Большедорожной улицы стало двухэтажное торговое здание, построенное городом в 1881 году напротив Белого пруда. Позднее на его верхнем этаже разместилась женская прогимназия.
О БУДКАХ
Долгое время охрану порядка на многолюдной Большедорожной улице обеспечивали сами местные жители, обязанные по очереди нести караул при караульных будках. Не считая двух упомянутых выше будок на въездах в город, в XVIII – первой половине XIX века на Большедорожной улице стояли еще три будки: одна на Московской половине улицы, другая на Переяславской, и еще одна у моста через Кончуру, рядом с Пафнутьевским садом. Будочники наблюдали за проходящим по Большедорожной улице потоком богомольцев и вылавливали из него для допроса в ратуше подозрительных и беспаспортных лиц. Летом в их руки частенько попадались беглые рекруты и солдаты: бежали от офицерских зуботычин, муштры, от страха перед наказанием за пропитое казенное обмундирование. Среди молодых солдат встречались любители летнего отдыха: летом они бродяжничали на свободе, питаясь подаянием или воровством, а осенью, «восчувствовав» свою неправоту, сдавались местным властям.
ДВИЖЕНИЕ
Судя по фотографиям конца XIX – начала XX века, Большедорожная улица нашего города была довольно пустынна: люди спокойно идут прямо по проезжей части, останавливаются, беседуют со знакомыми. Здесь же снует детвора. Никто явно не боится попасть под копыта лошади или колесо телеги или экипажа, которых почти не видно. Пустынность некогда оживленной, заполненной обозами Большедорожной улицы не покажется странной, если принять во внимание, что перевозку товаров в 60-х годах XIX века перехватила железная дорога. Даже богомольцы теперь предпочитали не ходить, а приезжать в Посад утренним пассажирским поездом.
Большедорожная улица оживлялась как в старые «допаровозные» времена лишь в дни ярмарочной торговли и праздников: вновь с двух концов улицы появлялись обозы с товарами из окрестных деревень, тянувшиеся к Красногорской площади, улица расцвечивалась трехцветными российскими флагами и гирляндами, тротуары заполняла нарядно одетая публика.
Новые времена принесли новые праздники. В октябре 1905 года по Переяславской и Московской частям Большедорожной улицы прошли участники первой в истории города демонстрации, в основном местные гимназисты. Демонстранты несли красный флаг и лозунг «Свобода! Конституция!». Шествие завершилось дракой участников с горожанами, причем многие демонстранты получили увечья. Лишь через годы, когда Сергиевский Посад переименовали сначала в Сергиев, а потом в Загорск, многолюдные демонстрации под красными флагами на Большедорожной улице сделались привычной картиной.
Источник: Официальный сайт Сергиево-Посадского городского Совета депутатов .
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
- 14683 просмотра