Без лишних слов могут перекроить поселения

На днях комитет Госдумы по вопросам местного самоуправления одобрил поправку к Закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", позволяющую при объединении нескольких поселений в одно не учитывать мнение жителей. Раньше для этого требовалось проводить референдум или сходы населения. Теперь достаточно решения советов поселений — и к тому же принятого простым большинством.
По сложившейся в последние годы практике законодательные инициативы, одобренные соответствующими комитетами, проходят пленарные заседания обычно без проблем. Вряд ли следует ждать чего-то иного в данном случае. Тем более что первое чтение поправка уже прошла.
Глава комитета ГД по местному самоуправлению Вячеслав Тимченко так прокомментировал это решение газете "Коммерсант": дело в огромном количестве поселений, образованных в процессе реформы в некоторых субъектах РФ. В отдельных регионах — Воронежской, Курской областях, например, образовано более 500 небольших муниципалитетов (в Дагестане их 758), и теперь власти не знают, как разобраться с огромным количеством муниципалитетов и армией муниципальных служащих. "Объединение мелких поселений нужно, и оно уже идет, мы же исключаем волокиту". Некоторые эксперты уже успели назвать это решение смертным приговором для сельских поселений. Зато президент Ассоциации сельских поселений России Александр Митин (а есть, стало быть, и такая?) в интервью "Коммерсанту" возражает: "Объединять несколько бубликов в одну дыру нельзя ни в коем случае. Так они ликвидируют все местное самоуправление".
Ну, почему же обязательно только бублики и их дырки? На самом деле, если посмотреть, как и зачем нарезали границы поселений даже по нашему району, вопросов возникает много. Предположим, логично ли было выделять микрорайон Скоропусковский? Он был микрорайоном чего? И, кстати, точно также в Скоропусковском, например, удивляются, почему Наугольное оказалось в Сергиевом Посаде, как Мишутино или Загорские Дали, а вот воинская часть, больше известная как "Совхоз", с совершенно убитой инфраструктурой военного городка, досталась их поселению? В результате денег на серьезное решение проблем Совхоза в бюджете Скоропусковского нет, да и быть не может. А если бы все это составляло единое муниципальное образование с Сергиевым Посадом, глядишь, и полегче дышать стало... Но с другой стороны, Сергиев Посад — это тот "Боливар", который пару поселков еще, может, и вынесет, а вот больше — уже сомнительно. Нужно считаться... с бюджетом в нынешнем его виде, естественно.
Ведь реально проблема муниципальной реформы уперлась вовсе не в количество новых муниципалитетов. А в то, что новые муниципальные образования-то создали, полномочия на них возложили, а вот финансовых рычагов для их выполнения дали мало. Большинство налогов идут в область и федерацию. И этот перекос никак не уменьшается, сколько бы муниципалитетов ни было.
Да, в правительстве области еще несколько лет назад, когда только приняли закон о местном самоуправлении, опасались, что к ним хлынет толпа просителей из новых поселений, коих в регионе четыре сотни. Как выразился в кулуарах тогда один областной чиновник, "у нас бумаги на пропуска для них всех не хватит". Шутки шутками, но если, предположим, областной министр ЖКХ будет тратить на беседу с ходоком из одного поселения час в месяц, то работать он должен по 16 часов в сутки и тратить их... только на эти беседы. А у министра, как нетрудно догадаться, и других забот хватает.
Выходов два. Либо сократить количество поселений, что, собственно, и предлагается Госдумой. Либо... дать поселениям больше возможностей решать свои проблемы собственными силами, не дергая по каждому поводу верховную власть. То есть разрешить им оставлять себе больше собранных налогов. На такую реформу центр пока не готов.
Жаль только одного. Если говорить конкретно о нашем районе, то некоторые главы показали пример, как можно добиваться успеха в сложившихся сегодня условиях. Перечислять не будем — прошедшие прошлой осенью выборы назвали достойных переизбраться на должность с полной ясностью. Вот если их поселения попробуют "в добровольно-принудительном порядке" сливать, это будет действительно жалко. А там, где получилась не администрация, а недоразумение, — почему бы и не слить? И сами жители, наверное, будут не против, и депутаты.
Вместе лучше?
Мы решили обзвонить глав поселений района и поинтересоваться их мнением на этот счет: хороши или плохи предлагаемые поправки и какие последствия могут последовать для возглавляемых ими муниципалитетов в случае окончательного их принятия российским парламентом.
Дозвониться мы смогли до большинства, но не до всех, и в случае необходимости готовы предоставить слово тем из глав, кто не попал на страницы этого номера. Некоторые из глав в силу ряда причин отказались от комментариев, ссылаясь в основном на то, что с документом они не знакомы и своего мнения о нем пока не составили.
Виктор Погонин, глава Краснозаводска: "Объединение — это нормально. Два города, например, Краснозаводск и Богородское, вполне могут объединиться. У них профицит бюджета, у нас дефицит. Объединившись, можно общую территорию нормально развивать, не повторяя прежних ошибок. Должен быть трезвый подход у руководителей. Я бы и Березнякам предложил объединиться, это уже будет другой территориальный статус — округ, у которого и финансирование совершенно другое, и внимания со стороны области больше. Почему бы и нет?".
Виктор Кузнецов, глава Богородского: "Я не знаком детально с этим законом и подробных комментариев дать не могу. Как относиться к этим перспективам? Надо спросить у населения, мое мнение. Почитаем закон, посмотрим, проверим и определимся".
Анатолий Сачков, глава Селковского поселения: "Чего ж тут плохого? Я бы тоже присоединился, например, к Богородскому. У нас границы общие есть с ними. Они богатые, мы бедные, у них территория маленькая, у нас большая. Это было бы только на пользу. Мое отношение сугубо положительное".
Татьяна Бурынина, глава Шеметовского поселения: "Так сразу и не скажешь, надо думать. С одной стороны, больше возможностей будет, а с другой... Захотим ли мы с кем-нибудь объединиться, сейчас сказать не могу. Поселение у нас и так самое крупное в районе, 46 тысяч гектаров, 74 населенных пункта. Однозначного ответа пока нет".
Зоя Грекова, глава Васильевского поселения: "Наш округ большой по площади, 22 тысячи гектаров, 26 населенных пунктов, но небольшой по числу населения, всего 4 тысячи человек. В основном у нас деревни, расстояние от одной до другой, а от них до центра поселения — больше 20 километров. С некоторыми даже транспортное сообщение слабое. Все они требуют внимания. Сейчас мы, руководители, можем сесть в машину и за неделю побывать во всех населенных пунктах. Будет ли так, если мы с кем-то объединимся, сказать сложно... В принципе логика в предлагаемых изменениях есть: люди выбрали Совет, доверили ему полномочия, он должен решать. Может, какие-то объединения в районе и потребуются, но не всех. Это экономически смотреть надо".
Валерий Ерохин, глава Лозовского поселения: "Объединяться или нет — решать каждому поселению самостоятельно. Есть поселения, которые самодостаточны, им ничья помощь не нужна. Другим, наоборот, лучше объединиться, чтобы проще было работать. В целом это положительный шаг, дает возможность маневра. У нас есть масса интересных планов развития своего поселения и об объединении мы пока не думали".
Александр Гирлин
Александр Блинов
Газета "Вперед"