«АртБаzа» на Скобянке – Яжук, как типичный деятель культуры современности .

Случайно как-то наткнулся на сюжет местного телеканала «Радонежья» об открытии выставки художников Ольги Рождественской и Владимира Макеева в галерее «АртБаzа» на Скобянке. Заинтересовался, что это за галерея, тем более в столь труднодоступном районе города. Казалось бы, обычный репортаж о культурном мероприятии. Все хвалят авторов, каждый, в том числе и сами авторы, пытаются сказать что-то красивое и оригинальное. Всё бы ничего, но вычурность выражений заявленного как директор галереи Валерия Яжука меня насторожила. Дословно он сказал буквально следующее: «Все Вы в курсе, мы стараемся проводить не совсем обычные выставки, да… ну допустим, стиль персональных выставок это скорее в дом художников. Нам надо что-то придумывать новое, творческое, современное, э… какие-то колоборации делать». Попытался разобрать, а что же все-таки означает сиё многословие. Бросилось в глаза, что Яжук, пусть и не прямо, но противопоставил свою галерею выставочному залу в Доме художников на улице Шлякова. Следуя логике его суждений, на Шлякова проводятся исключительно персональные выставки. Но так ли это? Проанализировал выставки в Доме художников за несколько последних лет – там достаточно групповых выставок с различным числом участников, в том числе и работающих в разных жанрах. Допустим, здесь Яжук, оговорился. Так может он прав в другом. Может только у него выставки «новые, творческие, современные»? Но как быть с той же Ольгой Рождественской, которая неоднократно выставлялась и в Доме художников, в том числе и с рядом работ, представленных в галереи «АртБаzа». Да и косвенные утверждения, что на Шлякова выставки сплошь не новые, не творческие, не современные как-то попахивают лукавством. Да, осталось в речи Яжука ещё одно заморское словечко - «колоборации». Но вроде общепринятым толкованиям коллаборация – это не что иное, как процесс совместной деятельности в какой-либо сфере двух и более людей или организаций для достижения общих целей. Т.е. по существу любая выставка, где бы она не проводилась, это и есть по сути колоборация: совместная деятельность организаторов выставки и её участников по достижению общей цели – приближение творчества художников к широкому кругу людей, интересующихся искусством. Получается вся речь директора галереи не что иное, как игра ничего не значащих заумных словосочетаний. Захотелось узнать об этом Яжуке ещё что дополнительно, тем более, что внешне он выглядел в репортаже вполне интеллигентным, приятным на вид мужчиной, умеющим говорить красиво и обаятельно. Зашёл в интернет – оказывается там достаточно ссылок и на саму галерею, и на её основателя – Валерия Яжука. Есть и официальный сайт галереи. И на сайте сразу бросилась в глаза следующее – «Художественная галерея АртБаza — это свободная площадка для творческих и креативных людей». Но ведь креативность это как раз и есть способность человека принимать творческие решения, т.е. творческие и креативные – это же абсолютные синонимы. Написать такое – всё равно что на вопрос «как дела?» ответить фразой «Хорошо и Окей». Нелепица? Да, конечно. Не мог пройти я и мимо названия галереи - ведь ещё мультяшный адмирал Врунгель говорил: «Как яхту назовёшь, так она и поплывет». И что же обнаружил? Почему-то Валерий Яжук, выбирая название для своей галереи, решил не использовать «русскую чёрную и красную икру», а воспользовался «заморской, кабачковой». И вот вместо какого либо привычного русского названия на фабричной Скобянке гордо засверкала вывеска с непонятным словосочетанием - «АртБаza». Причём в названии галереи винегрет не только иностранных слов, написанных русским алфавитом, но есть и вкрапление чужеродных букв. Попытался разобрать, что же может означать это название в переводе с английского. Первый слог «Арт» скорее всего подразумевался Валерием Яжуком как слово «искусство», второй «Баza» - вероятно задуман как рынок или базар – должно вроде получится что-то «рынок искусства» или «искусственный базар». Но если перейти к более точному правописанию, то рынок на английском будет не baza, а bazaar, а вот baza означает одно из названий хохлатого коршуна. Т.е. название галереи можно понять и как «искусство хохлатого коршуна». Забавно, однако.
Правда, сама структура сайта вопросов у меня не вызвала – доступно здесь можно ознакомиться и с проводимыми выставками, и посмотреть подборку материалов о галерее в средствах массовой информации. Действует галерея больше пяти лет – и за это время в ней было проведено немало хороших вставок с интересными авторами. Да и вообще – появление еще одной выставочной площадки в Сергиевом Посаде - дело в любом случае положительное. Но вот проанализировав еще несколько сюжетов, посмотрев на, скажем так, предпочтения основателей галереи в искусстве и общую их политику, пришёл к выводу – слишком всё это так и «пахнет» «нововведениями», получившими в последнее время широкую поддержку властных структур в том числе и на нашей родине. И пусть это не так очевидно для поверхностного взгляда, но всё же ведёт к постепенному угасанию и, в конечном итоге, к гибели традиционного искусства, которое является неотъемлемой частью культурного богатства нашего народа.
Вернёмся опять к сайту галереи. Размещен там телесюжет о том, как в декабре прошлого года Валерий Яжук совместно с дочерью Марией (и по совместительству артдиректором галереи) представляли наш район на областном телевидении в программе «Простые правила». Что здесь удивило. Валерий Яжук анонсировал в беседе с ведущим открытие в 2016 году своей галереи следующим:  «было понятно, что в какой-то момент для наших художников, для наших творческих людей в Сергиевом Посаде нет площадки, им негде выставляться… у нас единственный выставочный зал, это зал Союза художников, а в союзе … около 200-х членов. Один раз в месяц выставка одного художника… другой площадки в Сергиевом Посаде практически не было, ничего не было». На что удивлённый ведущий воскликнул – «не густо!». Интересно, а как же тогда то, что на протяжении десятков лет свои выставочные площадки для творческих людей представляли и представляют библиотека имени В. Розанова и библиотека имени А. Горловского, библиотека киноколледжа (ныне - Сергиево-Посадский филиал ВГИК) и дворец культуры имени Ю. Гагарина. А сколько выставок проводилось и проводится в заведениях ресторатора Любови Корниловой, частной галерее Виктора Багрова, в отеле «Красная гора» (где, кстати, тоже любит выставляться Ольга Рождественская), в холле на третьем этаже здания администрации городского округа, в других культурных заведениях города и района. И за всеми этими выставками стоит труд десятков, сотен неравнодушных к искусству наших земляков. Неужели Валерий Яжук не понимает, что вот такой вот одной фразой он практически принизил культурную жизнь нашего города на областном уровне, принизил труд по существу своих коллег по цеху. И что интересно, галерея «АртБаzа», действуя всего лишь пять лет , уже практически завалена бюджетными средствами в виде грантов, премий и иных вознаграждений. Вот получила, к примеру, галерея президентский грант на проведение выставок уже умерших мастеров кисти. Да, дело это хорошее, но почему тот же выставочный зал в Доме художников на улице Шлякова лишён такой поддержки государства, хотя в том же зале такие выставки проводились и проводятся на протяжение ещё большего времени. И именно там, на Шлякова ещё живы традиции русской классической школы изобразительного искусства. Именно там, в местном отделении Союза художников России молодые, начинающие авторы могут научиться секретам изобразительного искусства и получить столь желанное признание своего творчества от более именитых и заслуженных коллег. Признание, которое подтверждает достижение этими авторами определённых вершин мастерства. А может здесь и кроется секрет бюджетных ассигнований в галерею «АртБаzа» и лишение такой поддержки нашего местного отделения Союза Художников – не вписывается сохранение традиции в приоритеты высокопоставленных чиновников культуры нашего государства. Наглядный пример – проходящая сейчас выставка Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу «Искусство 20-века». Предпочтения кураторов выставки, которое они отдают так называемым авангардным работам, не просто бросается в глаза, а буквально давит своей навязчивостью. Да что говорить, если нынешний руководитель Третьяковки Зельфира Трегулова в начале 90-х проходила стажировку в музее Соломона Гуггенхайма в США, где, видимо, её и научили, как продвигать всегда иное в ущерб кровным традициям. И Валерий Яжук тоже идёт тут, что называется, в «ногу со временем». Доверили ему оформить долгострой напротив Белого пруда рядом с Домом художника. Оформил – обклеил забор стройплощадки баннерами с изображением работ художников. Только вот художников почему-то выбрал практически из тех, кто предпочитает писать в стилях, которые обобщенно можно назвать авангардом. А ведь это явно не отражает истинное лицо сергиево-посадского художественного сообщества и искажает его в глазах многочисленных гостей города.
Самое интересное, то искусство, которое Валерий Яжук позиционирует как «новое, современное», по сути уже с бородой – оно давно развивалось на западе, в период существования СССР - широко культивировалось в странах соцлагеря. С крушением же советской власти стала накрывать своей волной и российские города. И вот, «набродившись» по миру, добралось это искусство и до нашего провинциального Сергиева Посада. И сам Валерий Яжук, кажется, начинает немного понимать, чувствовать, что что-то в его деятельности не так - он не скрывает, что ему по своему близок более реализм, да и друзья художники, работающие в традиционной манере живописи, у него, скорее всего есть. К тому же дочке Марии в тех же «Простых правилах» пришлось признаться, что зритель на зарубежных выставках принимает «на ура» прежде всего работы наших мастеров реалистической школы. Только вот не может он, судя по всему, вырваться из оков «современизма» и пойти против этого глобального течения в культуре, сулящего материальные и иные дары со стороны власть имущих. И приходится Валерию Яжуку все свои, на самом деле существенные организаторские таланты и способности дочери Марии использовать исключительно на благо продвижения в обществе по сути культурного примитивизма. Вот недавно получил очередную денежную поддержку от государства на проведения фестиваля зародившегося ещё в 40-х годах прошлого века так называемого уличного искусства - «стрит-арт», а конкретно одного из течений этого искусства -граффити (иначе спрей-арт). Касательно к нашему городу все эти появляющиеся повсюду граффити по сути являются актами вандализма. Да, конечно, среди этих вандалов встречаются довольно талантливые исполнители и некоторые, единичные граффити вполне органичны и удачно вписываются в городской ландшафт. Но выделение государственных средств именно на такие фестивали ещё раз показывает, какие направления в искусстве в приоритете у власти. Мне всё же думается, что лучший пример, как можно задействовать таланты отдельных любителей разбрызгивать краски из баллончиков, продемонстрировала уже несколько лет назад Сергиево-Посадская электросеть, причём без привлечения бюджетных средств. У предприятия в городе много трансформаторных подстанций, здания которых подвергались хаотичному нашествию таких вот «любителей пошалить с баллончиками». И за эти шалости предприятию ещё и приходилось платить государству штрафы. Тогда руководители предприятия приняли решение привлечь к оформлению подстанций тех же «спрей-артистов», только отличающихся талантом. При общем согласовании оформление подстанций было выполнено уже не хаотично, а более приятно для постороннего взгляда .
Возможно то, что сейчас происходит в культуре, может характеризовать видеосюжет с федерального телеканала, на котором самый известный матерщинник страны Сергей Шнуров, по прозвищу Шнур (и по совместительству член общественного совета при комитете Госдумы по культуре) разгуливает, слегка припрыгивая и что-то насвистывая, как на сцене, по залам Третьяковской галереи вместе с её нынешним директором Зельфирой Трегуловой. Посетителей, естественно, кругом нет – зачем мешать беседе столь значимых особ современного российского истеблишмента. И вот Шнуров произносит сакральную для себя фразу – «Айвазовский это что-то похожее на Стаса Михайлова наших дней». Сравнить выдающегося нашего художника, которому российский император Николай I самолично говорил - «Айвазовский! Я царь земли, а ты царь моря!» , с обычным, пусть и очень популярным в наше время эстрадником – это что-то. Трегулова, как профессиональный искусствовед, конечно, в открытую, не приняла стопроцентно на ура высказывание шоумена Шнурова, но и не сильно возражала.
Характеризуя тенденции развития и существования так называемого современного искусства обычными словами, можно отметить, что ему свойственны как идеологическая размытость - отсутствие каких либо ценностных базисных ориентиров, так и эстетический разброс и хаос. В почёте у деятелей искусства становится эпатаж, и главной целью большинства художников становится не создание по настоящему величайшего или близкого к нему произведения искусства, а производство очередной модной сенсации, за которую можно получить и премию и всеобщую славу. Если, также, как и Шнуров, проводить аналогию между музыкантами и художниками, то почему бы не сравнить большинство представителей так называемого современного изобразительного искусства с Бузовой, Моргенштерном, да и с тем же Шнуровым. По крайней мере и им и перечисленным выше музыкальным деятелям в современном мире открыт зелёный свет, даруется поддержка со стороны прессы и финансовых кругов. Поэтому и заполонили наше культурное пространство вот такие шнурики, рисующие на разводных мостах в Питере половые органы, пишущие картины мочой, упаковывающие собственные фекалии в консервные банки и затем продающие их людям, приковывающие свои детородные причиндалы к брусчатке Красной площади. Причём упомянутый выше пусть и довольно талантливый как дизайнер мочеписец Энди Уорхол является сейчас чуть ли не самым дорогим художником в мире. А уж факты глумления такими вот «деятелями» искусства над чувствами верующих я вообще здесь привести не могу – до того они омерзительны. Конечно, Валерий Яжук может возразить - «мои подопечные не такие, их творчество не такое». Но толи ещё будет – ведь весь этот «новоявленный современизм» только совсем недавно докатился до нашего города. Хотя были уже попытки отдельных «концептуалов» представлять местной публике свои инсталляции из женских прокладок и подобранного на улице мусора. А что дальше? Ведь можно с придыханием восхищаться произведениями примкнувших к модным течениям художников, но к чему они ведут? Ведь, по сути, все эти фекальные эпатажи и являются вершиной творчества так называемого современного искусства, философия которого не позволяет искусству развиваться органично с божественными законами природы, кидая авторов в разные крайности. А если вообще будущее у этого искусства? Ведь как не бились десятилетиями сторонники так называемого современного искусства достичь чего либо существенного – все их потуги неизбежно разбивались о «Чёрный квадрат» Малевича и дальше его выпрыгнуть так и не смогли. За более чем столетнюю историю по сути устаревшего уже «современизма» его приверженцами, не смотря на обилие среди них очень талантливых людей, не было создано ни одного произведения искусства, которое можно было бы назвать по-настоящему великим. Я уж не говорю о том, что скорее в эгоистичной погоне за поисками так называемой особой философии в своих произведениях, авторы этих течений подчас забывают об ответственности, которую они несут за то влияние, которое оказывает их творчество на нравственность и культурное развитие окружающих их людей. Так может в этом и есть секрет, почему именно такое искусство получает поддержку от глобальных мировых правителей , целью которых и является разрушение всех традиционных ценностей (что особенно отчётливо стало проявляться в последнее время уже и на законодательном уровне в ряде ведущих стран мира) для построения нового, нужного им общества на нашей планете. Ведь как поётся в «Интернационале»: «Весь Мир насилья мы разрушим до основанья, а затем , мы Наш, мы Новый Мир построим: кто был ничем, тот станет всем». Так и продолжает, зародившийся ещё в позапрошлом веке, этот «Интернационал» бодро шагать по Земле в том числе и в искусстве. И не являются ли вообще все эти абстрактные по сути течения некой чёрной дырой, в которую окунаются художники в поисках творческого смысла, потом всё же разочаровываются, но не в силах в этом признаться так и остаются там вольготно прозябать, довольствуясь вниманием прессы и нынешнего бомонда. А ведь для по-настоящему одарённого человека это может оказаться очень большой трагедией. Так может тогда стоит искать вектор дальнейшего развития изобразительного искусства не среди многочисленных и разнообразных эпатажных этих течений, а в среде тех, кто не смотря ни на что, продолжает творить и пытается совершенствоваться, оставаясь верным многовековым традиции? Конечно, надо понимать, что настоящее произведения искусства не те, которые очень похожи на окружающие нас предметы и нравятся соседям. Но в том то и заключается самое большое искусство галериста, чтобы среди творческого многообразия отыскать и дать широкую улицу тем талантам, чьё озарение сможет дать подлинное развитие искусства в мире. А вот хватит ли у Валерия Яжука смелости не плыть по течению, наслаждаясь сладостью богемного благополучия, а всерьез задуматься об истинных и вечных ценностях нашей цивилизации и попробовать уже в соответствии с ними строить свою деятельность – покажет время.
В. Чижов

Комментарии

Аватар пользователя Владислав Попов

Судя по большинству комментариев, в статье больше внимания обратили на критику непосредственно Валерия Яжука. Хотя больше хотелось донести несколько иные мысли – значит, что-то не доработал. Сразу уточню – инициативу В. Яжука об открытии художественной галереи на Скобянке только приветствую. Конкретно его личность выбрал, можно сказать, случайно – «задела» фраза из интервью о «современном» искусстве. Считаю, что нельзя монополизировать термин «современное искусство» и применять его исключительно к тому творчеству, которое в той или иной степени отходит от традиций реализма. Тем более, что оно уже во многом не ново. В современном его понимании это искусство зародилось уже более ста лет назад, а если тщательно исследовать культуру, к примеру, древних племён Америки или аборигенов Австралии, то и там можно найти следы такого творчества, история которого насчитывает уже не одно столетие. Данной статьёй пытался донести мысль, что не стоит молодым, талантливым мастерам изобразительного (да и иного) искусства следовать моде и чуть ли не поголовно ударяться в этот «современизм», доводя, порой, своё творчество до откровенного убожества. Сохранение того же реализма в настоящее время возможно лишь благодаря рыночному спросу на произведения данного направления. Но работа исключительно на карман также не всегда способствует созданию чего либо ценного и существенного, тем более, что многие талантливые личности уходят из реализма или сразу, или со временем во многом из-за существующей в мире политики в этом направлении.
В. Чижов

Аватар пользователя GT

Второе "культурное" место в районе Скобянки, после ОДЦ Октябрь, и то подвергли критике...
Уж лучше пусть молодежь и не только, приобщается к культуре, пусть разнообразной, а не к шатанию шпаной с вытекающими последствиями...
Может я не совсем в теме, но не вижу смысла поднимать "панику" на ровном месте. Выставки там проводятся разные, думаю если Вы, как художники обратитесь к организаторам со своей темой, не думаю что Вам откажут....

Аватар пользователя konSmirnov

Правильная и очень важная статья. Сильные мира сего не случайно, не по какому-то недомыслию, не в силу обыкновенной некультурности (которая, конечно, тоже зачастую встречается в этой среде) продвигают т.н. "современное" искусство. Им нужны люди без корней, без памяти, которыми можно манипулировать как угодно. Конкретно в Сергиевом Посаде видна попытка влиятельных сил превратить его из столицы русского Православия в евразийско-космополитический город. Об этом подробно рассказывается в статье "Вместо Сергиева Посада - новый Вавилон?", опубликованной на сайте "Русская Стратегия": http://rys-strategia.ru/news/2020-12-24-11085

Аватар пользователя Главный редактор

Неужели современному искусству нет места в Сергиевом Посаде?

Аватар пользователя Главный редактор
Аватар пользователя GT

Мы посещали галерею до ковидного времени, осталось очень приятное впечатление. Нас дружелюбно встретила Мария, показала, рассказала о проходившей выставке. Выставка была очень интересна. Платы за вход никто не требовал.
Домашняя обстановка, уютная атмосфера.
Очень хорошо, что есть такие люди в городе, что открыли эту галерею, да ещё и в таком не центральном районе, за что им большое спасибо !!! Молодцы !

Ни в одном музее города такой домашней атмосферы нет, все выставки строго официальны, а это является показателем обращенности ее основателей к "зрителям"...

Аватар пользователя Главный редактор

Гранты (а не гранДы) получают те, кто хочет их получить или имеет нужные связи. Пусть галерея показывает все, а зритель сам выбирает что ему нравится - Малевич или Брюллов.

Аватар пользователя Владислав Попов

тоже верно, согласен

Аватар пользователя Владислав Попов

Опубликовано

04/02/2022 - 13:29

Посадская беседка

  • 20:42:14 наверно и пенсии вдое вырастут! УРА!
  • 21:08:36 10 января 2023. По каким-то причинам не работает сайт администрации нашего района - [url]
  • 09:07:54 вот горе то!
  • 20:42:15 22 января 2023. Почему-то не получается найти на сайте фотографии германской авиаразведки военных лет.
  • 21:08:31 Владимир Пахомов< а такие были?
  • 08:41:51 Прочитал сейчас на сайте Афишу, для детей предлагают "Батл по брейкингу". Кто-то что-то погнимает?
  • 11:15:14 "В связи с пожароопасностью, с 22 по 30 апреля 2023 года запрещено пребывание в лесу ", - зампред правительства Московской области Г.Ю. Филимонов.
  • 13:54:16 30 марта 2024. Читаю материалы "Концепции развития Сергиева Посада" (версия 2019 года): "Большая стоянка экскурсионных автобусов будет организована у села Благовещенье".
  • 08:34:44 Погодите паниковать, денег на стройку нет и пока не будет. А этих концепций на моей памяти было уже три
  • 11:45:56 В моей памяти было столько постановлений самого высокго ранге, еще при СССР об опережающих темпах развития Дальнего Востока , Сибири, чтоб там было хоятбы так же приятно жить, как в средней полосе, но