Осенний салон- застой или ожидание

             Первого ноября этого года в выставочном зале Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника открылся очередной «Осенний салон», на котором местные мастера живописи, графики и скульптуры представили на обзор конкурсной комиссии и зрителей свои новые произведения.
        В каждый исторический промежуток времени у искусства есть свои особенности. И найти их, уловить их характерные черты, провести анализ творчества и донести все это до зрителей, да и просто привить у последних интерес к художественным произведениям, есть первоочередная обязанность тех, кого принято по историческим меркам совсем недавно называть искусствоведами. Самым известным Сергиево-Посадским искусствоведом был, пожалуй, Граф Юрий Александрович Олсуфьев. Занимаясь сохранением культурных ценностей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в послереволюционный период, Олсуфьев много писал об иконописи, об ее отличительных сторонах в искусстве и влиянии мировых тенденций в развитии искусства на понимание русской иконы. Если оглянуться в совсем недалекое прошлое, то можно вспомнить статьи о местных художниках Михаила Глинкина, Владимира Десятникова, стоявшего между прочим вместе с Петром Барановским и Ильей Глазуновым у истоков создания Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Будоражил знатоков и любителей живописи и скульптуры своими искрометными замечаниями на открытиях выставок и в прессе Виктор Соловьев. К сожалению, в последнее время публичных суждений о состоянии и развитии искусства в нашем городе практически не стало.
Утратили интерес и к местным художникам и чиновники. Если раньше открытия выставок в музее или в Доме художников отмечали своим присутствием первые лица города и района, то в последнее время увидеть на этих мероприятиях муниципального служащего и более низкого ранга – большая редкость. Почему то вспоминается лишь присутствие в августе 2011 года на открытии выставки в Доме художников главы города Евгения Душко. Тогда он публично пообещал оказывать художникам свою помощь. Но пуля бездушного убийцы уже через пару дней после его визита прервала жизнь Евгения, похоронив вместе с ним и все его светлые желания.
Художник, по-особому, более тонко чувствует окружающую действительность и перемены, которые затрагивают человечество, и если он остался художником и не стал работать только лишь на продажу, в идеале своим творчеством пытается задавать и задает вопросы, волнующие его сознание. В нашу эпоху цифрового псевдогуманизма это особо важно. Сразу понять это человеку неискушенному в искусстве бывает непросто. И тут приходит ему на помощь искусствовед, способный и лучше понять художника и найти в его творчестве то, что бывает на первый взгляд незаметно, и то, что в действительности может сыграть определяющую роль как в развитии искусства, так и повлиять на другие аспекты жизнедеятельности нашего общества. После открытия осеннего салоны таилась надежда, что данное событие словно стартовый пистолет разбудит наших искусствоведов, заставит их умы усиленно вырабатывать и потом доносить до нас так необходимые статьи и заметки с описанием увиденного на выставке, со своим, свойственным только им, анализом, персональным мнением и особым взглядом не перспективу художественного развития. Позволит выявить им среди ряда в той или иной степени оттеночных подражаний яркую индивидуальность и аргументировано о ней заявить.
Но, увы, толи событие оказалось совсем уж ничтожным и неинтересным, то ли искусствоведы в нашем городе, который, как известно, богат культурными традициями, совсем перевелись, но ожидаемых статей, да и просто высказываний в местной прессе и на популярных интернет площадках особо замечено не было. На правах хозяина на своем сайте опубликовал небольшую заметку, но скорее всего больше информационного толка, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник. Нетрудно заметить, что стилистика изложения заметки выдает предпочтение, которое оказывают сотрудники музея авангардным направлениям в искусстве, считая, что только таким направлениям, в отличие от того, что мы традиционно называем реализмом, свойственно развиваться и быть в поиске. Правда почему-то в заметке одним из организаторов салона выступает администрация Сергиево-Посадского района, хотя на момент открытия салона она уже была преобразована в администрацию Сергиево-Посадского городского округа. Но это так, к слову.
Ну а что же сам салон. Буду субъективен и изложу лишь то, что мне, как обычному зрителю, лишенному поддержки профессиональных искусствоведов, бросилось в глаза. Немного огорчило то, что выставлено уж слишком мало работ с видами исторических уголков нашего города и непосредственно с видами Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. И присутствуют ощущение, что это преднамеренное желание устроителей салона. А ведь именно красота Лавры притягивала и продолжает притягивать к себе многих мастеров изобразительного искусства из разных уголков нашей родины и не только на протяжении уже не одного десятилетия. И местные художники, очарованные Лаврой и старым городом, по-прежнему уделяют им в своих работах достаточно внимания. Как тут не вспомнить ряд выставок, прошедших за последнее время в Доме художников. Ведь как здорово смотрелись на них городские пейзажи Михаила Астальцова, Леонида и Андрея Деминых, Ирины Виниченко, всегда отличающегося академизмом в своей живописи Валерия Секрета, других авторов. Не хватает, на мой взгляд, и картин с ярко выраженным, напористым цветовым содержанием. Вообще, осматривая композицию, не покидает ощущение, что она специально подобрана под какую-то определенную концепцию, и что главные здесь не сами конкурсанты, а скорее организаторы салона. Да, стало заметно, как за много лет существования мероприятия стал более эффектным показ самих работ, в частности появилась очень неплохая световая подсветка. Но в остальном на ум приходит лишь аналогия с современным футболом, где уровень отдельных, достаточно богатых клубов уже давно превосходит уровень национальных сборных. Так и содержание в отличие от салона персональных и групповых художественных выставок, проходящих в нашем городе, мне кажется, намного богаче. Эти выставки полнее отражают и уровень современных авторов, и позволяют найти у этих авторов те работы, которые по-настоящему интересны, заслуживают более пристального внимания с точки зрения творческих находок и осмысления окружающего мира.
После посещения каждой выставки в памяти, как правило, остается что-то немногое, способное привлечь внимание или своей особой ценностью, или оригинальностью, или, бывает, наоборот какой-нибудь несуразностью или просто напоминанием каких либо жизненных моментов, виденных тобою ранее. Лично мне после посещения «Осеннего салона» почему-то бросилось в глаза определенное сходство в манере письма и подачи своего творчества Ольги Рождественской и Валерия Сандырева. Занимательным показался и картина Ирины Виниченко с большими желтыми цветами. И здесь именно не художественные особенности произведения привлекли внимание. В памяти освежились моменты открытия в феврале Всероссийской художественной выставки «Россия» в Центральном доме художников на Крымском валу. Там тоже была картина с большими цветами и тоже она была размещена за спиной выступающих на открытии официальных лиц. И автором тех, февральских цветов является народный художник СССР, Президент Российской академии художеств Зураб Церетели. Кто знает, может это знак для сравнительно молодой художницы и ее ждет столь же блистательная карьера, как и у признанного мастера, тем более сама работа Виниченко соседствует на салоне с узнаваемыми по индивидуальному почерку произведениями народного художника России Евгения Захарова. Но для себя самым ценным от увиденного я бы отметил групповую скульптуру Юрия Хмелевского, изваявшего русских писателей Сергея Тимофеевича Аксакова, сидящего в кресле, и Николая Васильевича Гоголя, стоя читающего Аксакову вероятно только что написанные новые главы своей безсмертной поэмы «Мертвые души». Глядя на это произведение, еще раз невольно подумал, где же все-таки у нас в городе искусствоведы, почему молчат. Они, как специалисты могли бы дать оценку художественным особенностям скульптуры, которая  привлекла мое внимание прежде всего своим  историческим сюжетом. Ведь в  сознании многих музей-заповедник «Абрамцево» ассоциируется прежде всего с владельцем усадьбы Саввой Мамонтовым и его друзьями художниками И.Е. Репиным, В.А. Серовым, М.В. Нестеровым, К.А. Коровиным, братьями В.М. и А.М. Васнецовыми. А ведь был и славный литературный период усадьбы, когда ее владел Сергей Аксаков, и в усадьбе бывали такие знаменитости как Ф.И. Тютчев, И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь. Думается, выставленная на салоне скульптура Хмелевского, органично размещенная распорядителями рядом с морским пейзажем Михаила Пузырева и картиной Валерия Секрета, на которой изображена природа среднерусской полосы, получит свое второе рождение уже в виде более масштабного творения на территории музея-заповедника «Абрамцево» или рядом с ним.
Четвертого декабря на «Осеннем салоне» будут объявлены победители и призеры, которым вручат призы и возможно поощрительные премии. И до последнего остается интрига, чьи именно работы отметит своим вниманием профессиональное жюри. А вот есть ли интрига в том, каким будет следующий салон, скорее всего не утверждение, а вопрос.

В. Н. Кораблев

 

  

Фотографии: 
Осенний салон- застой или ожидание

Комментарии

Аватар пользователя Главный редактор

Спасибо за статью. Хорошо, что Осенний салон живет, будем надеяться, что и количество участников будет расти.

Аватар пользователя Владислав Попов

Опубликовано

28/11/2019 - 23:29

Посадская беседка

  • 20:42:14 наверно и пенсии вдое вырастут! УРА!
  • 21:08:36 10 января 2023. По каким-то причинам не работает сайт администрации нашего района - [url]
  • 09:07:54 вот горе то!
  • 20:42:15 22 января 2023. Почему-то не получается найти на сайте фотографии германской авиаразведки военных лет.
  • 21:08:31 Владимир Пахомов< а такие были?
  • 08:41:51 Прочитал сейчас на сайте Афишу, для детей предлагают "Батл по брейкингу". Кто-то что-то погнимает?
  • 11:15:14 "В связи с пожароопасностью, с 22 по 30 апреля 2023 года запрещено пребывание в лесу ", - зампред правительства Московской области Г.Ю. Филимонов.
  • 13:54:16 30 марта 2024. Читаю материалы "Концепции развития Сергиева Посада" (версия 2019 года): "Большая стоянка экскурсионных автобусов будет организована у села Благовещенье".
  • 08:34:44 Погодите паниковать, денег на стройку нет и пока не будет. А этих концепций на моей памяти было уже три
  • 11:45:56 В моей памяти было столько постановлений самого высокго ранге, еще при СССР об опережающих темпах развития Дальнего Востока , Сибири, чтоб там было хоятбы так же приятно жить, как в средней полосе, но

Пользователи на сайте