В продолжение серии блогов об эмблемах автомобилей хочу рассказать о шедеврах нашего и советсткого автопрома.
ГАЗ
Российские автомобили ГАЗ сначала копировали американские машины Ford, причем эмблема – слово ГАЗ, заключенное в овал (буква Г была похожа на фирменную F), тоже была позаимствована у Ford. Собственный логотип был принят в 1950 году. Но лично у меня "Волга" ассоциируется с изображением хромированного оленя на капоте. Как же появился сей благородный зверь с ветвистыми рогами на передних деталях продукции отечественного автопрома? Для поиска ответа первым делом стоит посмотреть на карту современной Нижегородской области (в советские времена Горьковской), на территории которой, собственно, и размещен знаменитый ГАЗ – Горьковский Автомобильный Завод. Густые леса покрывают земли области, а в лесах наших главенствуют два царя – медведь и олень. Медведь уже был символом всей России (бывшего СССР), а вот оленю досталась почетная роль увенчивать герб Нижегородской области. Несложно понять причины, по которым благородное животное с увесистыми рогами переместилось в виде эмблемы на логотипы всей продукции ведущего предприятия Волго-Вятского региона.
Впервые олень появился на передней панели автомобиля «ЗИМ» ГАЗ – 12 в далеком 1950 г. В послевоенные годы коммунистическая партия и советское правительство поставили задачу перед горьковскими конструкторами – создать надежную, удобную и эстетически красивую легковую машину, не уступающую немецким или американским образцам. Задача была с блеском выполнена в образе знаменитой «Победы», увенчанной на переднем бампере хромированной фигуркой (уже описанного выше) оленя и новой эмблемой на решетке радиатора. На ней олень гордо выступал на фоне стилизованных флагов. Вся фигурная группа была увенчана пятиконечной звездой.
В 1959 г. на новых «Чайках» ГАЗ-13 дизайнеры разместили новый логотип – роскошный олень на красном фоне, символизирующим советский флаг победы и кровь мирового пролетариата, пролитую за свободу и равенство. Над этой композицией просматривались зубчатые стены Кремля – недвусмысленный намек на источник идей для всего прогрессивного мирового сообщества.
В эпохальном для Горьковского автозавода августе 1965 г., Государственным Комитетом СССР по делам изобретений и рацпредложений было выдано памятное свидетельство о регистрации товарной марки и эмблемы. Эта дата считается официальным днем рождения логотипа ГАЗ, известного всем и поныне.
ВАЗ
История марки началась в далеком 1966 году. Советское правительство приняло решения о строительстве автомобильного завода в СССР. Центром советского автомобилестроения стала деревня Русская Борковка (Ставропольского района), здесь в 20 км от города Ставрополь-на-Волге (позже — Тольятти) 14 января 1967 г. начали возводить завод ВАЗ (Волжский автомобильный завод). Но прежде, в 1966 г. Министерство внешней торговли СССР и итальянская автомобильная компания Fiat Auto S.p. A. подписали договор о разработке автомобилей для Советского Союза, а также о строительстве автомобильного предприятия в СССР. Не мудрствуя лукаво, за основу будущего авто решено было взять модель Fiat 124. Всемирно известное итальянское авто было признано в 1966 г. лучшим европейским автомобилем. Вот тот самый Fiat 124
Итальянцы, которые разрабатывали техническую документацию по ВАЗу-2101, не знали, какая эмблема должна быть на радиаторной решетке модели. Вернее, не могли же они заниматься таким ответственным для советского автопрома занятием, как разработка фирменного стиля. Это было недопустимым, поэтому создание логотипа моделей ВАЗ стало задачей дизайнерской службы завода. Из числа всех вариантов эмблемы выбрали логотип, который в простой тетради в клеточку нарисовал сотрудник Московской дирекции компании А. С. Декаленков. На основе этого эскиза и был создан знак АвтоВАЗа — старорусская ладья, стилизованная под букву «В». Со временем с логотипа ВАЗа ушло надпись Тольятти, а сама эмблема приобрела овальную форму.
Интересный факт: первые 30 логотипов ВАЗа, которые были произведены в Турине, оказались бракованными: буква «я» в слове «Тольятти» повернули на манер латинской «R». Бракованные логотипы были заменены на правильные и вскоре стали предметом раритета.
УАЗ
Инженер Ульяновского автомобильного завода Альберт Рахманов силами собственного таланта создал один из бестселлеров советского промышленного дизайна УАЗ-469. Причем дизайн уазика кроме чисто утилитарности выражает и идеологическую направленность эстетики. Автомобиль Советской армии не может выглядеть агрессивно. Советская армия несет народам мира исключительно свободу и добро. Поэтому Альберт Михайлович паралельно с поиском целостного гармоничного образа много искал «выражение лица» нового советского армейского внедорожника.
Нужно заявить, что Рахманов неплохо рисовал, однако когда на конкурс Совнархоза была отправлена его работа по товарному знаку УАЗ, многие на заводе удивились. Ведь этим проектом занималась специализированная рабочая группа. Из-под грифеля художника Петра Куликова, который тогда работал на заводе в конструкторском бюро кузовов, получился первый значок УАЗа — в виде круга с «крылышками». Середина была из оргстекла с буквами УАЗ, крашеными в багровый, синий и золотистый цвета. Тот вариант оказался трудоемким, затратным и был отклонен. К работе подключился Анатолий Ковалев, художник по художественной обработке металла, выпускник Мухинского училища. Немало было сделано всяких эскизов: от головы лося, символизирующего высокую проходимость, до маяка и профиля Ильича, без которого в те годы не происходило ни одно большое свершение.
По словам автора эмблемы он отталкивался от "3-х китов": от стилизованной буквы У, от трехлучевой звезды "Мерседеса" и отображения V-образного мотора. Таким образом появилась "птичка" вписанная в круг. Многие называют ее Чайкой или Ласточкой.
Москвич
За всю свою историю завод, выпускавший автомобили этой марки менял свое название и логотип:
1930 год - "Государственный автосборочный завод имени КИМ" (КИМ - Коммунистический Интернационал Молодёжи).
В 1945 году новое название - ЗМА
(чуть позже МЗМА - Московский Завод Малолитражных Автомобилей).
В 1968 году завод переименован в АЗЛК (Автомобильный завод имени Ленинского комсомола).
В 1993 г завод превратился в акционерное общество и сменил имя на ОАО "Москвич".
Заводской знак "Москвича" менялся много раз, но всегда в нем присутствовало условное изображение Кремля, символа Москвы. Последнее десятилетие эмблема из цветастого герба под старину превратилась в лаконичный логотип. В нем хитроумно сочетаются контур зубца Кремлевской стены и стилизованная буква "М".
Опубликовано
Посадская беседка
- 20:42:14 савл
- 21:08:36 Владимир Пахомов
- 09:07:54 савл
- 20:42:15 Владимир Пахомов
- 21:08:31 GT
- 08:41:51 савл
- 11:15:14 Владимир Пахомов
- 13:54:16 Владимир Пахомов
- 08:34:44 Дамир
- 11:45:56 савл
Комментарии
Мне нравится логотип ВАЗа с ладьей.
У меня было шесть ВАЗов за 15 лет. Самым надежным был ВАЗ 2102 купленный в 89 году 10-летним с маленьким пробегом. Три машины были куплены новыми, из них только 9-ка оставила добрые воспоминания. Была четверка, сгнила за три года))) Десятка часто капризничала, поэтому ушла к другому. Была еще Волга, недолго. Тупая, тяжелая машина. Восьмерка хорошая модель для своего времени, но для семьи неудобная. Сейчас всерьез задумался о покупке китайского джипа Hover. Говорят нормальная машина для нормальных мужиков без понтов Японцы конечно лучше, но уж очень дороги(((
Я никогда в жизни бы не догадалась, что в этой ладье есть буква "В". Даже в голову не приходило )
На логотипе Lefan'а аж три ладьи!
С нашей родной ВАЗовской не сравнить даже десять китайских