На днях мне потребовался сувенир из Сергиева Посада. В лавке церковных принадлежностей (так, по-моему?) купил красиво оформленную репродукцию гравюры с видом ТСЛ. В результате сувенир оказался гораздо интересней для меня, чем для человека, которому его подарил.[Фото]
Т.к. на репродукции не было никакой информации, порылся в инете. На одном из сайтов нашёл следующее:
Англия, ок.1850 г.
Гравюра на стали
Художник Bibby, гравёр - Payne
А на сайте Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника (www.musobl.divo.ru/coll_pgraf5.html ) прочёл другое :
Л.П.А.Бишебуа. Мастерская Лемерсье в Париже. Литография.
Кто же на самом деле автор гравюры (литографии) и когда она была изготовлена? Был бы благодарен за информацию.
Кстати, гравюра не является фотографически точной. И дело не только в том, что на ней отсутствует Пятницкое подворье. По-моему, такого ракурса сооружений ТСЛ вообще не существует. Из лавки на вокзал я пошёл через Блинку и безуспешно попытался найти приблизительное место, где стоял художник. Наиболее похожий вид получается, если смотреть на лавру в нескольких метрах правее смотровой площадки.
PS Нашёл ещё одну литографию,"правдоподобную", неопределённо датированную серединой ХIХ-го века ( помечу её №2).[Фото]
Комментарии
Точка находится справа от современной смотровой площадки(если стоять лицом к лавре). На одной из старых литографий http://www.sergiev.ru/photo/2302 , виден участок дороги которая показана целиком на Вашей гравюре.
Если рассматривать только лаврские сооружения, то да, точка обзора находится правее смотровой площадки. Что касается окружающего ландшафта, то тут автор дал волю фантазии, как минимум - убрал Пятницкую и Введенскую церкви, а часовню "сдвинул" левее, на линию смотровая - Пятницкое подворье. Может и ограду сада, тянущуюся так далеко, присочинил? Может и такой широкой дороги в этом месте не было?
Насчёт авторства не ясно. Вообще-то, и гравёр Пейн, и литограф Бушебуа могли использовать одну картину для своих работ (?).