На днях мне потребовался сувенир из Сергиева Посада. В лавке церковных принадлежностей (так, по-моему?) купил красиво оформленную репродукцию гравюры с видом ТСЛ. В результате сувенир оказался гораздо интересней для меня, чем для человека, которому его подарил.[Фото]
Т.к. на репродукции не было никакой информации, порылся в инете. На одном из сайтов нашёл следующее:
Англия, ок.1850 г.
Гравюра на стали
Художник Bibby, гравёр - Payne
А на сайте Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника (www.musobl.divo.ru/coll_pgraf5.html ) прочёл другое :
Л.П.А.Бишебуа. Мастерская Лемерсье в Париже. Литография.
Кто же на самом деле автор гравюры (литографии) и когда она была изготовлена? Был бы благодарен за информацию.
Кстати, гравюра не является фотографически точной. И дело не только в том, что на ней отсутствует Пятницкое подворье. По-моему, такого ракурса сооружений ТСЛ вообще не существует. Из лавки на вокзал я пошёл через Блинку и безуспешно попытался найти приблизительное место, где стоял художник. Наиболее похожий вид получается, если смотреть на лавру в нескольких метрах правее смотровой площадки.
PS Нашёл ещё одну литографию,"правдоподобную", неопределённо датированную серединой ХIХ-го века ( помечу её №2).[Фото]
Опубликовано
Посадская беседка
- 20:42:14 савл
- 21:08:36 Владимир Пахомов
- 09:07:54 савл
- 20:42:15 Владимир Пахомов
- 21:08:31 GT
- 08:41:51 савл
- 11:15:14 Владимир Пахомов
- 13:54:16 Владимир Пахомов
- 08:34:44 Дамир
- 11:45:56 савл
Комментарии
А где же сама гравюра?
Точка находится справа от современной смотровой площадки(если стоять лицом к лавре). На одной из старых литографий http://www.sergiev.ru/photo/2302 , виден участок дороги которая показана целиком на Вашей гравюре.
Место съемки - смотровая площадка на блинной горе.
Если рассматривать только лаврские сооружения, то да, точка обзора находится правее смотровой площадки. Что касается окружающего ландшафта, то тут автор дал волю фантазии, как минимум - убрал Пятницкую и Введенскую церкви, а часовню "сдвинул" левее, на линию смотровая - Пятницкое подворье. Может и ограду сада, тянущуюся так далеко, присочинил? Может и такой широкой дороги в этом месте не было?
Насчёт авторства не ясно. Вообще-то, и гравёр Пейн, и литограф Бушебуа могли использовать одну картину для своих работ (?).
Вполне возможно, что автор не старался соблюсти точность расположения. Скорее всего стоит воспринимать гравюру как вид лавры с художественным окружением, а не как исторически точную картину.
А что касается авторства я больше доверяю музейным источникам.