Статья из журнала Советское фото за 1926 год.
Дорогой товарищ! Я получил и ваши снимки, и приложенное к ним письмо, и не отвечал умышленно. Но раз вы настаиваете, я решаюсь сказать свое мнение совсем прямо; тем хуже, если моя прямота вас несколько заденет, вашу уверенность в блестящем владении фотографическим искусством.
Зачем вы посылаете мне вдвойне плохие фотографии — и по композиции, и по технике, — и зачем вы их сопровождаете любезной запиской, в которой говорите, что «это — простые любительские фото» и что вы их делали только для своего развлечения?
Конечно, каждый может иметь только смутные представления о фотографии, но существует немало книг, по которым можно получить без всякого труда минимум необходимых знаний, и, кроме того, журналы, посвященные фотографии, дадут вам все разъяснения, которые вы у них попросите.
Раз вы не остановились перед покупкой хорошего аппарата, раз вы обладаете отличным объективом, отчего вы не пожертвовали еще немного денег, чтобы купить хорошее руководство? Отчего, вместо того, чтобы слушать все «советы» друзей, таких же неопытных, как и вы, и последовательно пробовать всевозможные растворы и все пластинки, которые вам кто-нибудь похвалил, вы не выбрали себе какой-нибудь один сорт проявителя и одну марку пластинок и не остановились на них?
Конечно, экспериментальный метод имеет свои преимущества, но им следует пользоваться, руководствуясь логикой, а не минутным вдохновением. Но я еще больше готов вас упрекнуть за вашу пренебрежительность к фотографии, низводящую последнюю к какой-то «забаве», и за ваше отношение к слову «любитель».
«Любители», подобные вам, унизили это слово и придали ему его теперешний дурной смысл, в котором понимается незанятый человек, с аппаратом под мышкой, снимающий без плана и мысли все, что ему подвернется, и угощающий друзей образцами плохой работы.
Любитель фотографии — это, собственно говоря, тот, кто любит фотографию за нее самое, вне всяких денежных расчетов, а не путаник, который щелкает направо и налево, купает пластинки в любой микстуре и, чорт его знает как, печатает результаты этих упражнений на любой бумаге.
Термин «любительское фото» должен был бы обозначать композиции, превосходно исполненные технически, настоящие произведения искусства, ибо любитель, движимый любовью к делу, а не нуждой, не заработками и не профессиональной необходимостью, не может оправдываться в плохой или посредственной работе ни одним извинением профессионала 1).
Если профессиональный фотограф, который должен существовать на работу своего объектива, старается ради экономии по возможности продлить свой проявитель, если он покупает более дешевые пластинки и старается автоматически делать свои бромистые отпечатки — это еще не беда. Он должен бороться с конкуренцией, у него большие расходы, и, что бы ни говорили, все увеличивающееся число «любителей» со всеми современными моделями фото-камер в руках отнимает у него немало клиентов: многие пришли бы к нему сняться, если бы не удовлетворились снимком, сделанным каким-нибудь другом, увлеченным фотографией.
По отношению к такому профессиональному фотографу я бы от всего сердца нашел прощение, если бы он мне принес снимки, подобные вашим, и сказал бы: «Это — просто фотографии профессионала», так как он мог бы сослаться на тысячу разных вещей, которые для него являются оправданием, а для вас были бы только отягчением вины.
Профессионал сказал бы мне, что он вынужден работать при любом освещении, что он обязан иметь каждый раз удачу, что он не делает снимков для своего удовольствия, что ему приходится работать большими количествами, по возможности экономно и быстро, и что у него нет времени изменить свою манеру или попробовать новые способы, которые могли бы оттолкнуть его клиентов.
Следовательно, в деле создания большого искусства мы не должны рассчитывать на этого промышленника, и на долю любителя выпадает задача — вывести фотографию из области банального и принятого, в которой она рискует погрязнуть. Но для этого еще нужно, чтобы любитель согласился приобрести достаточные сведения в оптике и химии, чтобы не быть парализованным на первых же шагах, чтобы у него были некоторые эстетические познания, чтобы он не считал все свои снимки совершенством, не слушал бы критику завистливых или невежественных людей и не считал бы возможным оправдывать понятием «любительство» всяческое незнание и лень.
Дорогой товарищ, вы — не «любитель», если вы «забавляетесь», делая снимки. Но в тот день, когда вы мне пришлете снимок, с умением сделанный, хорошо отпечатанный на бумаге, на интересную тему, отлично выявляющий сюжет, с хорошим колоритом и гармоничной композицией, одним словом, создание значительное и безупречное, в этот день — это я вам обещаю — я отвечу тотчас же, и моими первыми словами будут: «Я, наконец, получил ваше любительское фото».
Опубликовано
Посадская беседка
- 20:42:14 савл
- 21:08:36 Владимир Пахомов
- 09:07:54 савл
- 20:42:15 Владимир Пахомов
- 21:08:31 GT
- 08:41:51 савл
- 11:15:14 Владимир Пахомов
- 13:54:16 Владимир Пахомов
- 08:34:44 Дамир
- 11:45:56 савл
Комментарии
Очень актуальный материал
Умирает фотограф.Правая рука покоится на любимой фотокамере,лежащей на одеяле,все стены увешены с подписями: "Мой пес", "Мой кот", "Моя теща"....Вдруг фотограф чувствует,что у кровати кто-то стоит.
-Ты кто?
-Твоя смерть!
-Моя?!Улыбочку!
Хороший пример фанатичного служения любимому делу!
Решил блеснуть интеллектуальным юмором:
Джек, Канону не Товарищь!!!
Ребяты, вы о разных вещах говорите... и это печально...
Интересный ответ. Не в бровь, а в глаз, как говорится. Впрочем смысл всего большого текста в том, что если берешься за дело, то делай его хорошо. Если купил дорогую камеру, будь добр изучить инструкцию и понять чем она отличается от "фотика в мобильном". Ну а художественная сторона кадра - это отдельный вопрос.
Позволю себе несколько не согласиться,поскольку для большинства дилетантов выставляющих снимки наСергиев.ру фотография это просто память о каком то значимом для них моменте.И плевать им по большому счёту и на качество снимка и на его художественность.Люди,что кормяться от фотографии-выставляют лучшие свои работы явно не на нашем сайте.
А те,кто зарабатывает на жизнь другим ремеслом-выставляют то,что их волнует.И глупо приводить в качестве актуального аргумента статью почти столетней давности.Ключевые строки которой-Дорогой товарищ,если вы мне пришлёте и далее по тексту.Да ведь не вам,МНОГОУВАЖАЕМЫЙ МЭТР,присылают свои снимки дилетанты,не для ваших оценок,а для таких-же чайников,говаря вашими словами даже-не любителей,и посмотрите,какие дебаты разворачиваються под совершенно скверными фотками.Неужели вас убивает то,что под высокохудожественными нетленными вашими шедеврами-редко набираеться 10-15 комментариев???Да нечему удивляться,мёртвые они ,эти снимки.Сняты-хорошей камерой,по всем канонам НИКОНА,с прекрасным качеством и потугами на оригинальноть-они мертвы,они-не тема для общения дилетантов,не цепляют они.Который раз за 3-4 месяца поднимаеться эта тема-и опять нам в харю тычут-не умеете,не место и т.д.Ну давайте тогда в анонсе сайта напишем-не сайт для общения,а проффессиональный фотосайт имени г.Добки.Просьба присылать Только высокохудожественные шедевры снятые профессиональной аппаратурой!!!Если у вас мешок с прибамбасами меньше моёго-просьба не беспокоиться!!!
Валерий! А нельзя просто улыбнуться актуальности материала написанного 80 лет назад? Мне это показалось интересным, только поэтому опубликовал.
По поводу мешка аппаратуры: у меня одна камера, с одним объективом - она нужна мне для работы. А для души я сниму и компактом и консервной банкой.
Можно снять даже и спичечным коробком,в детстве пробовал,получалось.Только статья эта звучит как наставление многим участникам сайта,которые не думая ни о каких лаврах просто делються своими мыслями,впечатлениями,эмоциями.
Там немного о другом. О стремлении заместить творчество дорогой аппаратурой. К нашим любителям это не совсем подходит, скорей к тем, кто считается профи. Просто взгляните на выбор коллегии чтобы понять мое мнение, пока там нет ни одного снимка от профессионалов. Но, уверен что будут.
Хотелось бы увидеть,что-то чуть-чуть поинтереснее Двух ангелов.
А статья-тем более совершенно не подходит для наших реалий.Любая китайская мыльница в 1000 раз превосходит любой аппарат тех,чёрнобелых,пластиночных времён с магниевой вспышкой!!!Техника-ушла далеко,фотография стала массовым средством самовыражения и уже постепенно начинает вымирать,вытесняясь видео,3Д и прочими новшествами.В фотографии уже ,как и в велосипеде,нового изобрести невозможно.Возможно только попробовать что-то на эту тему,как фотошоп на мотивы фотки.Но это-уже не фотография.
Большинство людей снимают подручными средствами,на ходу,просто на память,пытаються поделиться своими наблюдениями на сайте.И,поверьте,мало кого интересует сколько там мегапикселей!!!
Валерий... а зачем разграничения-то вводить? Здесь все понятно и так. Есть люди, которые показывают кадры ради мастерства. А есть кадры для общения. Ни то, ни то неплохо, ни хорошо. Это действительно как в журнале. статьи рассчитаны на разного уровня читателя. только и всего. И спорить, и доказывать тут вообще нечего и ни к чему. Все имеет место быть.
Не ко мне этот вопрос,а к соАВТОРУ статьи,статьи тех времён,когда фотографов было на порядок меньше,чем сейчас космонавтов.За 3-4 месяца эту тему С.И поднимает уже тоже,в 3 или в в 4-й раз.Ну право,сколько же можно жизни учить!!!Те,кому это необходимо-найдут путь для само совершенствования и без этих поучений.Лично я ни капли не сомневаюсь,что С.И-умеет вворачивать электрические лампочки,но ведь никто при этом не спрашивает его закон ОМА или правило Буравчика.
ну, значит, для него это трепетная тема.
Это-его проблемы,мы-же не пошлим под его фоткой с негритянкой,хотя фотка качественная,но негры,веселящиеся за деньги туристов лично мне горздо менее интересны,чем фотка Индии -Тёплое место,меня гораздо больше интересует эта бездомная собака,чем пляшущаяя за бабки негритоска.
Все правильно! Главное заблуждение многих начинающих, что хорошая камера сама будет делать отличные снимки. А потом наступает разочарование: "И за что я заплатил(а) такие деньги!"
А разве в вашей камере нет кнопочки "ШЕДЕВР" ?
Есть кнопка В - вдохновение!
Такие кнопки стоят только на камерах клановых фотографов,а на наших-только автоматический режим-или ручной,вот беда!!!
Будут,они члены СФХР-все такие!!! Только у нас-не профессиональный фотосайт,а сайт для общения,и,наверно поэтому даже мэтры здесь иногда такие коленки выкидывают-закачаешься!!! Почему-же простые обладатели мыльниц должны стыдиться своих снимков,пусть даже и не ,,Любительских,, ???
Собственно, тема актуальна и сегодня, несмотря что письмо написано более 80ти лет назад. Что касается профессионализма, здесь простая градация: снимает человек за деньги или просто для души и на художественный уровень это никак не влияет. Есть масса бомбил от фотографии научившимся нескольким клише, и есть любители чей уровень много выше таких профи.
Хорошее письмо. По делу.
Господа, неужели вы будете нас бить?
"Товарищи! Смотрите все! Любителя бьют!" И&П