Сегодня, 23 октября, исполнилось 80 лет русскому писателю Василию Ивановичу Белову. Как-то тихо и незаметно... Да может ли быть иначе во времена потреблений и развлечений? Иные ныне нравы, спросы и предложения. Кому нужен писатель, воспевавший русскую деревню, русский уклад, русские ценности!
Ниже несколько выдержек из книги "Лад". Они о той Руси, которую мы потеряли.
«Не приютить странника или нищего, не накормить проезжего издревле считалось грехом. Даже самые скупые хозяева под давлением общественной морали были вынуждены соблюдать обычай гостеприимства».
«Деревни, где не пускали ночевать, пользовались дурной славой, что нередко влияло на женитьбу или замужество».
«Калеки и убогие особенно почитались в народе. Слепых без поводырей переводили от деревни к деревне, устраивали на ночлег к собственным знакомым или родственникам. Ночевать было положено одну ночь. Если нищий ночевал вторую ночь, то он уже искал себе посильное дело (хотя бы и сказки рассказывать или петь былины). Не подвезти на попутных хромого, безногого, горбатенького или слепого могли самые жестокосердечные безбожники, не боящиеся греха и бравирующие такой «смелостью»».
«Жизнь волости не терпела неясных слов, безымянных людей, тайных дел и запертых ворот в светлое время суток».
«Миряне строились вплотную, движимые чувством сближения, стремлением быть заодно со всеми. В случае пожара, на огонь бросались всем миром, подати платили всем миром, ходоков и солдат тоже собирали сообща».
«Любое горе и любая радость в деревне были на виду. Мир знал все обо всем, как ни старались щепетильные люди не выносить сор из избы».
«Бобыль, бродяга, шатун, вообще человек без семьи считался обиженным судьбой и Богом. Иметь семью, детей было так же необходимо, так же естественно, как необходимо, естественно было трудиться».
«Прямолинейное и волевое насаждение хороших привычек вызывало в детском сердце горечь, отпор и сопротивление. Если мальчишку за руку волокут в поле, он подчинится. Но что толку от такого подчинения? В хорошей семье ничего не заставляют делать, ребенку самому хочется делать. Взрослые лишь мудро оберегают его от непосильного. Обычная детская жажда подражания действует в воспитании трудовых навыков неизмеримо благотворнее, чем принуждение. Личный пример жизненного поведения взрослого (деда, отца, брата) неотступно стоял перед детским внутренним оком, не потому ли в хороших семьях редко, чрезвычайно редко вырастают дурные люди? Семья еще в детстве прививала невосприимчивость ко всякого рода нравственным вывертам».
«У северного русского крестьянина смерть не вызывала ни ужаса, ни отчаяния, тайна ее была равносильна тайне рождения. Смерть, поскольку ты уже родился, была так же необходима, как и жизнь. Естественная закономерная последовательность в смене возрастных особенностей приводила к философско-религиозному и душевному равновесию, к спокойному восприятию конца собственного пути... Именно последовательность, постепенность. Старики нешумно и с некоторой торжественностью, еще будучи в здравом уме и силе, готовили себя к смерти. Но встретить ее спокойно мог только тот, кто достойно жил, стремился не делать зла, и кто не был одиноким, имел родных. По народному пониманию, чем больше грехов, тем труднее умирать».
Опубликовано
Посадская беседка
- 20:42:14 савл
- 21:08:36 Владимир Пахомов
- 09:07:54 савл
- 20:42:15 Владимир Пахомов
- 21:08:31 GT
- 08:41:51 савл
- 11:15:14 Владимир Пахомов
- 13:54:16 Владимир Пахомов
- 08:34:44 Дамир
- 11:45:56 савл
Комментарии
Надо будет почитать этого автора
Чего здесь добавить? нечего..