Продолжаем разговор о фильмах, вернее эпизодах, которые были сняты в Сергиевом Посаде в разные годы.
Видели сказку «Василиса Прекрасная»?
Правда там нет ни одного кадра снятого в нашем городе, но тем не менее Сергиев Посад, тогда Загорск, имеет непосредственное отношение к созданию этого кино-шедевра.
Фильм снимался в далёком 1939 году, когда не было компьютеров и программ для создания спецэффектов. Тогда всё делалось ручками, комбинированными съемками, монтажом.
В «Василисе Прекрасной» есть захватывающие эпизоды сражения главного героя Иванушки со Змеем Горынычем.
"...Чудовищный ящер тоже был изобретением Роу. Александр Артурович обратился за помощью к знакомым мастерам из мастерских игрушек в Загорске, где и изготовили макет Змея в натуральную величину – 11 метров длиной и 5 метров высотой. Управлял этим страшилищем экипаж из двадцати человек – одни рабочие шевелили хвостом, другие размахивали крыльями и головами, третьи отвечали за дым и огненные искры. Даже на фоне заокеанского Кинг-Конга советский Змей Горыныч внушал ужас и трепет..." (Источник )
На Экспериментальном заводе игрушек в подмосковном Загорске было изготовлено несколько Змеев Горынычей разных размеров. Самого большого — длиной в несколько метров — везли на съемки в Ялту на четырех платформах. Когда его собрали, внутрь поместили 14 человек разного роста. В головах (Горыныч тот был о шести головах) могли поместиться только лилипуты. Сидевшие внутри двигались по команде - и многоглавое чудовище оживало! После долгих репетиций была назначена съемка. Режиссер дал команду, Сергей Столяров, игравший Иванушку, лихо пришпорил коня, держа наперевес длинную пику, и помчался на Змея Горыныча. Змей ожил, но тут испугался настоящий конь под актером! Он начал пятиться назад и наконец встал как вкопанный. Съемку пришлось прекратить. Целую неделю коня водили к Змею Горынычу, на пути рассыпали вкусную приманку - овес, сено, и конь постепенно перестал бояться ужасного чудища. (источник http://olch.name/page-114.html )
Но каким образом Наш НИИ игрушек получил подобный заказ?
Дело в том, что режиссер фильма Александр Артурович Роу вырос в нашем городе.
Он родился родился 8 марта 1906 года в городе Юрьевец Костромской губернии (ныне — Ивановская область). Хотя некоторые источники ошибочно указывают на место его рождения в Сергиевом Посаде.
Его отцом был ирландец Артур Роу (Rowe), который был приглашён в Российскую империю работать инженером как специалист по мукомольной технике и вернулся на родину в 1914 году, оставив в России семью без средств к существованию. Семья переехала в провинциальный городок Сергиев поближе к родственникам матери. Беззаботное детство окончилось для Александра в 10 лет. Мама Александра тяжело болела, и Саша взвалил на свои хрупкие плечи непосильный груз забот. (http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=130 )
К февралю 1917 года одиннадцатилетний Александр Роу успел научиться торговать спичками и гребешками, которыми его снабжали ремесленники-кустари, окончить семилетку, и накопить денег для дальнейшей учебы. Мальчик вращался в сомнительных слоях общества, кормил больную мать – словом, пребывал в самой гуще бедняцкой жизни. По совету матери он поступил в промышленно-экономический техникум, но его влекло искусство, и вскоре он стал студентом киношколы Бориса Чайковского, которую окончил в 1930 году.
А с 1931 по 1934 годы Александр Роу учился в Драматическом техникуме имени Ермоловой.
С 1930 года Александр Роу работал на киностудии «Межрабпомфильм» ассистентом у Якова Протазанова на съёмках фильмов «Марионетки» (1934) и «Бесприданница» (1937) и у других режиссёров.
С 1937 года — режиссёр киностудии «Союздетфильм» (затем — киностудии имени М. Горького).
Первая самостоятельная режиссёрская работа — фильм-сказка «По щучьему веленью» (1938). Именно сказочное кино для всех возрастов стало основной темой его творчества. (http://eternaltown.com.ua/content/view/5855/2/ )
С 1921 года руководил коллективом художественной самодеятельности, «Живой газетой» и агитбригадами «Синей блузы» в Москве. В 1930 году окончил актерское отделение киношколы им. Бориса Чайковского. В 1931-1934 учился в Московском драматическом техникуме имени Ермоловой. В кино пришел в 1930 году, в качестве помощника и ассистента режиссера киностудии «Межрабпомфильм». Был ассистентом Якова Протазанова (фильмы «Марионетки» и «Бесприданница» ), Владимира Легошина («Белеет парус одинокий»).
С 1937 работал уже как режиссер на киностудии имени Горького.
Своим творчеством Роу расширил жанровые границы киносказки, сняв лирическую драму «Василиса Прекрасная» (1939) и картину «с элементами военно-приключенческого фильма» - «Кащей Бессмертный» (1944).
В 1961 году Александру Роу было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1968 году — народного артиста РСФСР.
В 60-х годах, когда Александр Роу уже был известным режиссером, с ним связался его двоюродный брат, ирландец Дэвид Роу, чтобы передать наследство, которое всем своим потомкам завещал его дед. Хотя Дэвид Роу хотел узнать Александра поближе, он не стал настаивать на встрече, так как боялся, что связи с Западом могут повредить карьере режиссера. Александр Роу умер в 1973 году, так и не повстречав своих ирландских родственников. В 2010 году Дэвид Роу, благодаря знакомству с историком культуры Ольгой Зиновьевой, которая изучала творчество Роу, побывал в России и посетил места, связанные с русским режиссером, а также встретился со знавшими его людьми. ( http://rus.ruvr.ru/2011/11/09/60110678.html )
Александр Роу скончался 28 декабря 1973 года в Москве. Уже после его смерти по написанному им сценарию Геннадием Васильевым был снят фильм «Финист — Ясный Сокол» (1975).
Похоронен в Москве на Бабушкинском кладбище.
Подробнее о биографии Роу здесь http://www.ruvek.ru/?module=articles&action=view&id=5943®ion=553
Еще интересный факт. Александр Роу снимал фильмы в "3D" уже тогда))), хотя правильнее, все-таки, называть это стереоскопическими фильмами.
Для показа в современных кинотеатрах переводить киноленты в трехмерный формат не потребовалось. Александр Роу еще в сороковых годах прошлого столетия одним из первых снимал «объемное кино» (в это время создан документальный фильм «День чудесных превращений»). В Советском союзе его называли стереоскопическим. Специальные кинотеатры, показывая некоторые кино-сказки Роу, также выдавали особенные очки. (http://www.37.ru/news/kultura/26161/ )
Фильмы-сказки Роу - гордость нашего кино. Чудеса в них творились безо всяких новомодных компьютерных спецэффектов, с помощью простых макетов и комбинированных съемок. И сколько в этом было изобретательности и фантазии! Зрители до сих пор ломают голову, разгадывая их. Оказывается, деревянная избушка Бабы-яги в «Морозко», построенная в заполярном лесу под Мурманском, приводилась в действие специальными рычагами, а вторая, танцующая, была сделана из поролона, как и «ожившие» трухлявые пни… Методом обратной съемки «сами собой» ходили ведра и двигались самоходные сани в фильме «По щучьему велению» и «Морозко», а герой Александра Хвыли покрывал инеем деревья…(http://www.unikino.ru/component/k2/item/2982.html )
Режиссер Спилберг называл Роу своим учителем по части киночудес. К слову сказать, когда фильм "Морозко" вышел в прокат в США, Стивен Спилберг назвал его предтечей многих шедевров Голливуда.
(начало темы в блогах http://www.sergiev.ru/blog/pugovka/filmy-kotorye-snimalis-v-sergievom-po...
http://www.sergiev.ru/blog/pugovka/filmy-kotorye-snimalis-v-sergievom-po...
http://www.sergiev.ru/blog/pugovka/filmy-kotorye-snimalis-v-sergievom-po...)
Опубликовано
Посадская беседка
- 20:42:14 савл
- 21:08:36 Владимир Пахомов
- 09:07:54 савл
- 20:42:15 Владимир Пахомов
- 21:08:31 GT
- 08:41:51 савл
- 11:15:14 Владимир Пахомов
- 13:54:16 Владимир Пахомов
- 08:34:44 Дамир
- 11:45:56 савл
Комментарии
Замечательно! ) Очень рассмешила история "Целую неделю коня водили к Змею Горынычу, на пути рассыпали вкусную приманку - овес, сено, и конь постепенно перестал бояться ужасного чудища." Про это можно было отдельное кино снять ) Бедный конь... Я не смотрела такую сказку...
Но в итоге вкусная приманка оказалась сильнее страха)))
Вот ведь, какое совпадение. Андрей Тарковский, автор "Андрея Рублёва" родился под Юрьевцем...
Богата земля русская талантами