Описание
Период проведения выставки: с 25 декабря 2015 по 28 февраля 2016
Место проведения: Музей-заповедник «Абрамцево», отдел «Русские художники XX века в Абрамцеве»
25 декабря 2015 года в отделе "Русские художники XX века в Абрамцеве" Музея-заповедника "Абрамцево" состоялось открытие уникальной выставки творческого объединения "Бубновый валет". Посетителю представлены около пятидесяти живописных полотен и графических листов таких мастеров основной группы, как П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, В. В. Рождественский, а также художников — экспонентов выставок общества Н. А. Удальцовой, О. В. Розановой, Е. С. Потехиной.
Общество московских художников «Бубновый валет» возникло в 1911 году. Его возникновению предшествовала выставка того же названия, открывшаяся в декабре 1910 года. В уставе нового творческого объединения отмечалось: «Общество "Бубновый валет" имеет целью распространение современных понятий по вопросам изобразительного искусства». Смысл этих понятий заключался в стремлении использовать возможности живописной пластики, не допуская ее подмены средствами других видов творчества.
Отсюда название выставки «Живописная живопись». В метафорическом определении Роберта Фалька — ироничном и серьёзном одновременно — отражена суть творческого метода «бубновых валетов»: работа пространственным цветом, восприятие картины как пластического события, живописной реальности с конкретностью света, состояния, чувства.
«Бубновый валет» — название, придуманное Михаилом Ларионовым для выставки 1910 года и принятое в 1911 году учредителями общества (Ларионов от вступления в него отказался). Озорное с виду, по признанию Ильи Машкова, «название нравилось большинству участников этой выставки тем, что оно вызывало в тогдашнем московском сытом мещанстве, и купечестве, и дворянстве чувство удивления, изумления, брезгливости <…>. Позднее, с угасанием эпатажных интонаций в искусстве "валетов", оно стало трактоваться ими в более мирном ключе — по их словам, "на языке гадалок оно означало молодость и горячую кровь"».
Что связывает «бубновых валетов» с Абрамцевом? Так называемая «дачная» жизнь — свободная, размеренная, лирическая. На протяжении первой половины XX века Петр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх Лентулов, Василий Рождественский, Роберт Фальк, Надежда Удальцова приезжали в это творчески намоленное место за цветовыми событиями и умиротворением. Писали этюды, картины, «приправленные» новой французской живописью, но все же «насквозь русские», по признанию художественного критика А. Фёдорова-Давыдова. Иначе в Абрамцеве быть не могло.
На протяжении 1970—1990-х годов в музей передавались и им приобретались картины и графические листы художников «Бубнового валета». Собранный материал позволил в 1988—1989 годах провести в Абрамцеве выставку картин, несколько неожиданную для зрителей. Вот отзыв одного из них: «Невероятно, но факт, без оторванных пуговиц и многочасовых очередей можно войти в уютный зал Дома-музея «Абрамцево» и увидеть выставку русских художников — представителей группы «Бубновый валет».
Сложившаяся коллекция даёт представление о творческой «трансформации» каждого мастера внутри означенного периода и динамике групповых исканий. Что касается динамики, то, по определению историка искусства И. Вакар, «всю стилевую эволюцию "Бубнового валета" на протяжении 1910-х годов можно описать — буквально — в двух словах: от "примитивизма" к "сезаннизму"».
В основе стилистического своеобразия произведений художников «Бубнового валета» и их относительного стилевого единства как объединения лежит художественный опыт — неформальный, базирующийся на увлечённости эпохой и понимании вневременных основ творчества. Уникальность проекта — в абрамцевском фокусе. Художники первой волны русского авангарда в Абрамцеве нашли камерные мотивы, однако их пластическое воплощение не было традиционным. Новое художественное сознание диктовало новые художественные формы и решения. Что и демонстрирует выставка.