Описание
25 апреля 2014 г. в отделе художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» открылась выставка живописи и графики В. А. Потёмкина «Как я ловил Жар-птицу».
В. А. Потёмкин – зрелый художник со своим стилем, со своей индивидуальной и узнаваемой манерой письма, впитавший живописную школу Ставропольского художественного училища и декоративную – Абрамцевского. Он – реалист «с экспрессионистской тенденцией» всеохватывающей субъективной интерпретации действительности. Главное в его творчестве – не создание иллюзии реальности окружающего мира, а выражение всего разнообразия эмоций, внутренних переживаний. Художник отрицает мгновенное впечатление, строит сложные психические структуры-впечатления, открывает их чистую сущность, чтобы, объединив и сгустив их в общие формы и типы, обобщить до символической ясности простых формул. Характерная черта творчества В. Потёмкина – преклонение перед простотой, примитивом, чувство тонкой ритмики абстракций.
Главным изобразительным средством художника является плотный, густой, многослойный, завораживающий цвет, богатейшая палитра сверкающих в полную силу красок. Цвет пленительный, свободный от влияний, аллюзий. Цвет, как зрительная музыка! Художник несколькими мазками воспроизводит летнюю жару и дурманящий запах скошенной травы, осторожный шелест опадающих листьев осенью в Хотькове и нежный аромат яблок, привезённых родственниками из Великих Лук, весёлый рокот винтов вертолёта МИ-8 и пронзительное одиночество оранжевой Луны… Ранее искусствоведами не раз отмечалась особенность живописи В. Потёмкина – наполненная солнечным светом, насыщенная красотой живая экспрессия, будоражащая и впечатляющая зрителя.
Натюрморт занимает значительное место в творчестве В. Потёмкина. Яблоки, груши, гранаты – любимые темы художника. Остро-декоративные, яркие, связанные единством композиции, динамикой ритма, полные сдержанным напряжением, они пронизаны полнотой бытия. Цвет лепит материальную форму. Ощущение воздуха и простора привносят неуловимые переливы цветовых оттенков. Натюрморт «Автопортрет с бубновым валетом» (2014 г.) – это исповедь в цвете, осмысление творческого пути художника. Другая любимая тема – «паруса и корабли», раскрываемая в различных цветовых решениях, с разными настроениями и пластическими средствами. В этих работах усиленная стремительностью движения завораживающая игра отражений и оттенков сливается в торжественный мотив радости бытия, вечного поиска совершенства. В натурных пейзажах, выполненных в последние годы, – «Зима в Хотькове» (2011 г.), «Хотьковский монастырь» (2013 г.), «Озеро Врево» (2013 г.) и даже «Оранжевая Луна» (2013 г.) – восторженное любование красотой мира, гармонией природных форм смешано с тревожно-смятенным беспокойством.
Отдельная тема в творчестве художника – его автопортреты. Не сообщая нам о внешности художника ничего, они рассказывают о его настроениях. Черты художника – молоденького скомороха с задорным румянцем, весёлыми глазами, с балалайкой и птичкой в руках, приплясывающего, не унывающего назло всем печалям и невзгодам – в картине «Петрушка». Этот же мальчик-скоморох – на более ранней картине художника «Как я ловил Жар-птицу» (2003 г.). У героя чуть испуганное напряжённое лицо, – он поймал, но очень боится потерять это чудо – Жар-птицу, у которой всё оперение горит, гребень алый, перья и хвост – зелёные… Она сияет ярким всепобеждающим светом!
Не каждому дано поймать свою птицу. Для художника Владимира Потёмкина Жар-птица – свой путь в искусстве, путь творческого самовыражения.