Описание
Место проведения: парк Музея-заповедника «Абрамцево»
Время проведения: 22 сентября — 11 октября 2018 года
22 сентября 2018 года в 16.00 в парке Музея-заповедника «Абрамцево» откроется выставка скульптуры Лазаря Гадаева.
«Есть города и парки без скульптур. В них скучно и непонятно» (Наталья Нестерова). Абрамцевский парк — нескучный: «скамья Врубеля», Избушка на курьих ножках, каменные бабы в архаичном простодушии приветствуют посетителей. Последних привёз в Абрамцево Савва Иванович Мамонтов из донецких степей. Лаконичные, обобщённые, строгие ритуальные изваяния древних половцев наделены внутренним движением и чистотой цельной формы. Поставить рядом с ними работы современного автора кажется нам интересной идеей.
«У Гадаева, что поразительно для наших дней, самовозрождается мифологическое сознание. В пластических формах его скульптур нет изображения пейзажной среды — она домысливается зрителем. Сами скульптуры воспринимаются как одухотворённое продолжение природы» (Валерий Турчин).
«Страна, где Лазарь родился, — сама источник произведений. Гора-стол, или двугорбый Казбек, Терек, несущийся среди города, одинокие всадники, пасущие библейские стада, парящие орлы…» (Наталья Нестерова).
Родом Лазарь Гадаев (1938–2008) из села Сурх-Дигора, расположенного в равнинной части Дигорского ущелья, в долине реки Ираф. Истоки его самобытной пластики — в народном творчестве.
«Никогда нельзя сказать, что кто-то до конца освоил народную традицию. У меня соприкосновение с ней и постижение её основ так или иначе происходит постоянно в процессе работы: и когда я снова и снова возвращаюсь к национальной мифологии, и когда мы поём осетинские песни, и когда я вспоминаю о танцах горцев. Это бесконечный, многогранный и в то же время очень цельный мир» (Лазарь Гадаев).
«Его произведения в целом лишены каких-либо явных этнических признаков и представляют собой редкостный в современном изобразительном искусстве сплав, в котором природно-архаическая стихия народного творчества соединилась и со средневековой христианской традицией и с практикой европейской скульптуры.... В его работах сразу обозначились принципы, которым он был верен всю свою творческую жизнь — обобщённая трактовка сюжета при гротескной заострённости типажа, мифологизация быта и интерпретация символов через реалии жизни. Мудрость соседствует с наивом, а героический жест сдобрен юмором" (Александр Рюмин).
«Во многом основополагающее влияние оказала на меня та часть московской художественной среды, которая была так или иначе связана с матвеевской школой. Сам Матвеев как «композитор» меня не трогает. «Октябрь» — достаточно вялая, ходульная работа, но в обнажённых женских фигурах он поистине гениален. Их структурность, их конструктивный язык — это поразительно, и это необходимое для современного скульптора образование. В этом отношении он для меня выше Майоля. Ещё раз имел возможность посмотреть на Майоля во время прекрасной выставки французского искусства из коллекций Щукина и Морозова. Он, конечно, классный скульптор, но для меня несколько монотонен, аморфен. Матвеевский же конструктивный метод создаёт ощущение живой гармонии и органичной целостности» (Лазарь Гадаев).
Напомним, Александр Терентьевич Матвеев — из содружества художников, которые у С. И. Мамонтова в Бутырках на заводе «Абрамцево» постигали природу скульптуры в керамике. Мамонтов формировал мировоззрение, понимание формы. Он сам был увлечён скульптурой и отдал этому увлечению много времени, сил, таланта.
Мамонтов — Матвеев. Матвеев — Гадаев. В экспозиционном пространстве абрамцевского парка: каменные бабы — скульптура Гадаева. История вечных пластических образов продолжается. 10 скульптур разных лет, отлитых в бронзе, будут демонстрироваться в абрамцевском парке до 11 октября.