Описание
Сергиево-Посадский музей-заповедник представляет выставку живописи, графики и декоративно-прикладного искусства «Трепет живой жизни». Диалоги – 2023. Натюрморт. «Диалоги» — выставочный проект музея, зародившийся в 80-х годах прошлого века и ставший традиционным с 2003 г.
Музей сам приглашает авторов к участию в выставке и выбирает ее тему. На этот раз «Диалоги» посвящены одному из традиционных и любимых зрителями жанров искусства — натюрморту.
Натюрморт как жанр в изобразительном искусстве имеет свою непростую историю становления. Изображение предметов природных и рукотворных форм известно с древних времен в странах Запада и Востока. Свой расцвет жанр пережил во Фландрии в XVII веке, где художники создали разные по тематике варианты «тихой жизни».
В России с XVIII века натюрморт использовался часто в качестве учебных «штудий» или как украшение интерьеров и долго считался в Академии «низшим» жанром. Но положение менялось с отношением людей к миру вещей и к окружающему миру в целом. К примеру, известный русский живописец А.Г. Венецианов призывал к тому, чтобы «в натюрморте сохранялся трепет живой жизни», что способствовало появлению новых художественных и технических задач.
В XIX веке натюрморт постепенно утратил значение только учебных предметных постановок, и в нем русские художники увидели возможность для выражения личных искренних чувств по отношению к жизни, к красоте и богатству мира. Пережив времена популярности и забвения, натюрморт приобрел самостоятельность, тематическое многообразие и философскую глубину.
В настоящее время от этого жанра в своем творчестве не отказывается почти ни один современный художник, и выставки натюрморта особо любимы зрителем. К участию в «Диалогах-2023» музей пригласил шестерых известных мастеров города: Наталью Артемову, Ольгу Мельгунову, Анну Филиппову, Сергея Колокольчикова, Сергея Небесихина, Валерия Секрета и одного дебютанта – Сергея Полякова. Каждый из них, работая в определенном материале и стиле, создает свой собственный диалог с миром вещей, обращая внимание на его красоту и значимость в нашей жизни.
Работая в технике масляной, темперной живописи, акварели, пастели, монотипии, в керамике и стекле, они создают произведения, отмеченные индивидуальными эстетическими качествами. Стилистически разные, все представленные работы наполнены восхищением и любовью к предметному миру, передают особенное настроение, создавая в пространстве залов ощутимый диалог мировосприятий.
Натюрморты, исполненные в традиционной живописной реалистической манере, не лишенной импрессионистских приемов у Н. Артемовой, В. Секрета, С. Небесихина соседствуют с работами О. Мельгуновой, исполненными более условным художественным языком и находящимися на стыке нескольких жанров: натюрморта, интерьера, пейзажа. Гиперреалистическое изображение предметов, ассоциативно связанное с голландским искусством у С. Колокольчикова, ведет диалог-спор со сдержанными в своем исполнении условными формами натюрмортов С. Полякова. С их плотью, цветом и фактурой контрастирует легкость, воздушность и прозрачность акварельных работ А. Филипповой.
Творческие работы в стекле и керамике О. Мельгуновой и А. Филипповой дополнили изобразительный ряд и внесли в диалоги свою интонацию. Выставка натюрморта – это не только возможность увидеть новые произведения любимых мастеров, но и возможность вспомнить об истории развития жанра в разные времена в разных странах, найти аналогии с известными в истории искусства видами «тихой жизни», продолжить свой собственный диалог с авторами.