Описание
Первую половину XIX столетия часто называют «золотым веком русского бисера». В этот период ни один интерьер, будь то императорский дворец, дворянская усадьба или дом зажиточного мещанина, не обходился без разноцветных вышивок. Бисерные изделия не только украшали, но и создавали особую атмосферу для изысканного и непринужденного светского общения.
Бисерное искусство XIX столетия примечательно обилием орнаментальных мотивов и композиций, отражавших художественные вкусы того времени. В украшении интерьеров и предметов одежды, прикладного искусства господствующее положение занимали растительные мотивы. В бисерных изделиях наиболее широкое распространение получают цветочные узоры, изобразительные мотивы со сценами из светской и сельской жизни, архитектурные пейзажи, характерные для классицизма. Иногда выбор цветов определялся не только декоративными задачами, но и смысловыми. Из первых букв названий цветов складывались слова посланий и имена. Необычайно широк был изобразительный диапазон бисерных изделий, включавший практически все, что накопило мировое искусство, а также впечатления реальной жизни. Среди жанровых композиций особенно многочисленными были охотничьи сцены и связанные с ними изображения собак, дичи и других животных.
Изделия из бисера выполнялись в разных техниках: вышивки, вязания, плетения, низания, ткачества и даже мозаики. Наиболее распространенными были вышивка и вязание бисером. Создавая вышивки, рукодельницы наряду с обычными иглами использовали и специальные – без утолщения для ушка. Если же такой «утонченной» иглы не было, то при работе с очень мелкими бусинами применяли расщепленную с одного конца щетинку.
Основой для вышивки могла служить любая ткань. Если вышивка занимала всю поверхность изделия, то выбирали плотный холст, тканевую канву (с 20-х годов XIX в.), бумажную канву (с конца 30-х годов XIX в.). Нити для вышивки брали преимущественно льняные (крепкие и ровные). Вязали бисером, в основном, крючком, а также обычными спицами и особыми – с небольшой бородкой.
Коллекция изделий из бисера, хранящихся в Сергиево-Посадском музее-заповеднике, не самая крупная среди музейных собраний России. Но она отличается разнообразием и наличием редких предметов. На выставке представлены миниатюрные дамские аксессуары, мужские портмоне и кисеты, чехлы для чубуков, закладки для книг, подстаканники, выполненные в техниках вышивки, вязания и плетения из мелкого и крупного бисера. Также на выставке можно увидеть предметы церковного назначения (покровцы, ленты для лампад, чехлы для подсвечников) и вышивки на евангельские сюжеты. Внимание посетителей привлечет уникальная картина, воспроизводящая в технике шитья бисером знаменитую фреску Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». В особую группу выделены произведения народного искусства: два женских головных убора, бытовавших на Русском Севере; праздничный головной убор орловской крестьянки; шейные украшения из Рязанской губернии.
Режим работы:
Выставочный зал филиала «Ризница Троице-Сергиевой лавры»
Посещение выставки с экскурсионным обслуживанием проводится для одиночных посетителей и для сборных групп (от 1 до 15 человек) строго по сеансам.
Среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье
с 10.00 до 18.00.
Выходные дни: понедельник и вторник
В последнюю пятницу каждого месяца
с 14.00 до 18.00 музей закрыт на санитарный день.
График проведения сеансов
(13 сеансов):
10.00/ 10.15/ 10.30/ 11.00/ 11.30/ 12.00
Технический перерыв с 13.00 до 14.00,
14.00/ 14.30/ 15.00/ 15.30/ 16.00/ 16.30/ 17.00
Каждую вторую среду месяца
в 16.00 проводится бесплатный
социальный сеанс для индивидуальных посетителей - граждан, имеющих право на бесплатное или льготное посещение музея, не более 15 человек в группе.