Описание
Жан Жене (1910–1986) – enfant terrible французского авангарда.
Написанный им в тюрьме роман «Богоматерь цветов» сначала
ужаснул, а затем восхитил Жана Кокто, который открыл Жене
дорогу во французский литературный мир. В основе пьесы
«Служанки» (1947) лежат проходящие через все творчество
писателя темы индивидуальной свободы, вступающей в конфликт
с социумом и отвергающей его условности, любви и
преступления, красоты и низости.
Поставленный впервые в 1988 году в театре «Сатирикон»
спектакль «Служанки» принес Виктюку славу кумира богемы и
сделал его символом нового театрального направления. Он
положили начало стилю, который позже стал именоваться viktyuk
style – утонченные линии модерна, красота и фантастическая
театральность действа, происходящего на сцене.
Осенью 2018 года культовому спектаклю Романа Виктюка
исполнилось 30 лет. Постановка пережила три редакции (1988,
1992 и 2006 годов), была показана во многих странах, получила
международное признание и собрала восторженные отклики в
прессе. Спектакль неизменно вызывает большой интерес у
зрителей и идет с аншлагами, независимо от того, на какой
площадке играется – в Москве, регионах или за рубежом. Это
спектакль с пронизывающей до мурашек энергетикой до сих пор
не могут забыть зрители нескольких поколений.
Пьесу Жана Жене Роман Виктюк поставил, следуя рекомендациям
драматурга: все роли в ней должны исполнять только мужчины.
Режиссер создал мощный вневременной «театральный ритуал»:
исследуемые в нем тайны человеческой души не имеют срока
давности, и сценическое долголетие «Служанок» – прямое тому
доказательство.
Две сестры Соланж и Клер служат в доме у Мадам. Завидуя
красоте и богатству хозяйки, служанки играют в Мадам, надевая
ее платья и украшения, копируя ее манеру говорить и двигаться,
– и заигрываются: анонимно клевещут на любовника Мадам Месье
в полицию и решают убить хозяйку, виня во всех своих несчастьях
едва замечающую служанок экзальтированную женщину.
По степени магнетического воздействия на публику,
сценографической выверенности и художественному
совершенству «Служанки» – один из лучших образцов
виктюковской игровой эстетики и своеобразный манифест его
театрального метода. Спектакль представляет собой мощно
заряженный синтез драмы, хореографии и музыки, в котором
каждый жест, каждый поворот тела и каждая интонация
работают на многократное усиление выразительности образа.
Сложный грим актеров (Лев Новиков), отсылающий к
исполнителям театра кабуки, и подчеркивающие особую пластику
тела костюмы добавляют происходящему на сцене
дополнительную символическую нагрузку.
Создатели спектакля
Автор
ЖАН ЖЕНЕ
Постановка
РОМАН ВИКТЮК
Перевод с французского
ЕЛЕНА НАУМОВА
Режиссер
АЛЕКСАНДР ЗУЕВ
Сценография и костюмы
АЛЛА КОЖЕНКОВА
Хореография
ЭДВАЛЬД СМИРНОВ
Художник по свету
АНАТОЛИЙ КУЗНЕЦОВ
Музыкальная концепция
АСАФ ФАРАДЖЕВ
Помощник режиссера
ГАЛИНА МУЧИЕВА
Действующие лица и исполнители
Соланж
засл. артист РФ
ДМИТРИЙ БОЗИН
Клер
СТАНИСЛАВ МОТЫРЕВ
Мадам
НИКИТА БЕЛЯКОВ
Месье
ИВАН НИКУЛЬЧА