Эти уникальные вещи возможно и сохранились лишь потому, что при национализации Троице-Сергиевой лавры комиссия в составе Ильи Бондаренко, Юрия Олсуфьева, Павла Флоренского и других выдающихся учёных описала их как произведения искусства. Ведь в начале прошлого века к этим памятникам относились как к предметам культа и быта. Члены комиссии выявили, учли и описали более 10 тысяч предметов, которые положили начало коллекции Сергиевского музея и не только.
Роль, которую сыграли специалисты Олсуфьев, Флоренский, Грабарь, – выдающаяся для нашего музейного дела. Моя музейная деятельность была в течение 20 лет связано с музеями Московского Кремля. Могу подчеркнуть, что в той школе, которая была воссоздана после открытия музея в Кремле в середине 50-х годов, выдающуюся роль сыграл Сергиево-Посадский музей-заповедник, поскольку долгое время наукой в Оружейной палате руководила Наталья Андреевна Маясова, которая сформировалась как учёный и музейщик здесь, в Сергиевом Посаде, – Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея
Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник был создан ленинским декретом 100 лет назад. В первое десятилетие работы в музей поступило более 25 тысяч предметов, которые входят в сокровищницу русской национальной культуры.
Но были и потери. Музейные фонды пострадали от изъятия драгоценностей в Гохран. К счастью, часть предметов не была безвозвратно утрачена и попала в другие музеи страны. И вот сейчас некоторые из шедевров можно увидеть здесь, на выставке «Встреча с прошлым». Как, например, этот памятник ювелирного искусства из музеев Московского Кремля.
Один из необыкновенных предметов – золотая подставка, украшенная эмалью и драгоценными камнями. Подставка предназначалось под крышку раки преподобного Сергия Радонежского. Это не только интересное произведение замечательной красоты и ценности, созданное мастерами Оружейной палаты. Это вклад царя Алексея Михайловича, – Светлана Николаева, заместитель генерального директора СПГИХМЗ по научной работе
А этот роскошный двойной кубок нюрнбергских мастеров был поднесён царю Алексею Михайловичу священноначалием Троице-Сергиевой лавры. И такие переклички на выставке не единичны.
Иконы «Иоанн Предтеча», «Спас», «Богоматерь Одигитрия» в 30-х годах из Загорского музея были перемещены в Третьяковскую галерею. Как сказала хранитель фондов драгоценных металлов Третьяковки Людмила Ковтырева, иконы из Троице-Сергиевой лавры и сейчас – ярчайший акцент экспозиции Третьяковской галереи.
Человек не может жить исключительно настоящим. Нравственная жизнь требует от нас сохранения памяти. Памяти исторической, памяти культурной. Не будет памяти – не будет человека. Не будет памяти – не будет личности, народа, страны, – Людмила Ковтырева, хранитель фондов драгоценным металлов и камней Государственной Третьяковской галереи
«Принять и передать» – так лаконично сказал о сути музейного дела академик Дмитрий Лихачёв. Учёный назвал Сергиево-Посадский историко-художественный музей «Эрмитажем русской культуры».
Над проектом «Встреча с прошлым», который посвящён столетию музея, коллектив работал более двух лет. Изначально планировали отразить этапы развития музея вплоть до 50-х годов. Но вмешались ковид-ограничения, и выставку посвятили первому, самому главному десятилетию становления музея.
Когда вносятся такие коррективы, это бывает промыслительно. Мы сконцентрировались на своих корнях. На выставке представлена схема экспозиции музея в виде древа. Предположительно, это гравюра Соколова, который участвовал в создании музея и в первых выставках. Корни этого древа – в двадцатых годах. Конечно, они ещё глубже. Они – в нашей истории и в коллекции Троице-Сергиевой лавры. Но с точки зрения музейного строительства – это наше первое десятилетие, – Светлана Николаева
К сожалению, из-за пандемии музей пока закрыт для посещения, но его сотрудники надеются, что жители Сергиево-Посадского округа всё же увидят выставку.