Главный усадебный дом музея-заповедника «Абрамцево» открыт для посетителей — старинные двери распахнулись после масштабной реставрации здания, продолжавшейся два года.
Дом, своеобразное сердце усадьбы, удивляет многообразием: калейдоскоп экспонатов и интерьеров, лабиринты комнат, наполнение каждой из которых могло бы потянуть на полноценную выставку.
Путешествие по усадебному дому — путешествие по русской истории. Это не просто зал, где была написана «Девочка с персиками» (что интересно, попавшие на картину второстепенные особенности интерьера, вроде подсвечника или настенного блюда, воссозданы в зале с аптекарской точностью). И это не только веранда, где Нестеров вдохновился пейзажем и создал знаменитое полотно «Видение отроку Варфоломею». И это даже не комната в мезонине, где жил Гоголь, впервые прочитавший в абрамцевском имении отрывки из «Мёртвых душ».
Дом — это ещё и роскошная коллекция книг, мебели, предметов искусства и любопытных повседневных вещей и вещичек, собранных хозяевами, семьями писателя Аксакова и промышленника-мецената Мамонтова.
Предметы накапливались постепенно, владельцы отыскивали их повсюду: в московских антикварных, в лавках старьёвщиков и везде, где только могли. С трудом верится, что такое великолепие на протяжении нескольких лет было скрыто от глаз публики; кстати, часть комнат стала доступна для посетителей впервые за всю историю музея.
«Абрамцево» — учреждение федерального подчинения, и финансирование работ осуществлялось из федеральной казны. Ещё несколько лет назад состояние дома внушало серьёзные опасения. Один из немногих сохранившихся в России памятников русского деревянного классицизма оказался на грани исчезновения. Началось обрушение сводов крыши. Преображение музея, изложенное на языке цифр, выглядит так: два года работ, 250 млн рублей бюджета, сотни отреставрированных предметов и помещений.
На открытии выступили заместитель главы администрации Сергиево-Посадского района Николай Хохлов, депутат Московской областной думы Александр Двойных, глава Хотькова Рита Тихомирова, директор Всероссийского музея им. А. С. Пушкина Сергей Некрасов, художник, потомственный абрамцевец Алексей Шмаринов и потомок рода Мамонтовых, профессор Сергей Чернышёв.
Всеобщее внимание было приковано к самой маленькой представительнице этого знаменитого семейства — совсем юной Вере Мамонтовой, которой доверили перерезать символическую ленточку у входа в дом.
Директор музея-заповедника «Абрамцево» Елена Воронина стала тем человеком, которая с первого дня координировала работу всех специалистов. Произнося речь, она предпочла говорить не о технических подробностях реставрации, и не о трудностях процесса и финансировании проекта, но о любви — как нашей общей к «Абрамцеву», так и самого «Абрамцева» к своим великим постояльцам прошлого и посетителям настоящего.
Уголки, доступные прежде избранным (Серов, Врубель, Коровин, Репин, Поленов и многие другие), теперь открыты для всех.
Загородная резиденция творческой богемы и по сей день хранит шарм, энергетику и способность вдохновлять на творчество. Сюда приезжают поэты, здесь нередко можно встретить художников, набрасывающих этюды, а обнаружить на тропинках «Абрамцева» человека без фотоаппарата наперевес — почти нонсенс.
В числе первых, кто переступил порог возрождённой усадьбы, стали и читатели газеты «Вперёд». Вместе с музеем-усадьбой накануне открытия мы провели викторину на знание истории имения. Ответившие правильно на двадцать довольно сложных вопросов получили пригласительные билеты. Сокровища «Абрамцева» представлены во всём великолепии. Добро пожаловать.
Владимир КРЮЧЕВ.