Деньги на телефонном счёте заканчиваются, как обычно, не вовремя. К счастью, быстрое спасение всегда рядом — терминалы оплаты встречаются на каждом шагу. Но кто бы только знал, каких страданий может стоить это «спасение» невнимательным абонентам.
Откуда они узнали?
Не все разглядят едва заметную галочку в углу сенсорного экрана терминала. И текст рядом с галочкой — мелким шрифтом что-то вроде «я даю согласие на получение на указанный номер информационных материалов», которые, добавили от себя, сделают нашу жизнь такой радостной, что ни в сказке сказать… Не часто и не в каждом терминале, но время от времени такие галочки встречаются.
Оплатили, пошли дальше, забыли… И тут началось. Каждую неделю на голову ничего не подозревающего абонента начинают сыпаться рекламные объявления. Ему предлагают воспользоваться такси в городе за тысячи километров от него и льготой на грузоперевозки из Китая, получить пятьдесят тысяч в кредит или приобрести пятикомнатные апартаменты в Москве, натянуть потолки или посетить фитнес-клуб.
Первый вопрос несчастного: откуда они знают, что ему пора в фитнес? Второй: как они раздобыли номер?
Заплатить в терминале-«шпионе» — самый простой способ попасться на удочку смс-спамеров, но далеко не единственный. Ваш номер могут попросить на кассе в магазине при оформлении страховки или скидки. При покупке билета в кино. При регистрации аккаунта в интернете. Да мало ли где можно засветить заветные цифры? В крайнем случае, мошенники могут обойтись простым перебором цифр наугад.
Что будет с вашим номером дальше, вопрос интересный. Перепродажа баз данных давно стала бизнесом, и было бы странно, если бы оно сложилось по-другому. И раз есть спрос со стороны заказчиков рассылок, значит, появятся и предложения. Проблема в том, насколько эта процедура легальна.
Если нет спаса от спама
Некоторые в такой ситуации решаются на радикальные меры — запрещают на своём телефоне получение всех смс-сообщений вообще. Но вряд ли такое решение можно назвать разумным: текстовые сообщения часто необходимы при банковских операциях, при работе в интернете, да и отказаться от переписки с друзьями и близкими будет очень сложно.
Другие отчаявшиеся покупают новую сим-карту, которую используют исключительно для общения с близкими людьми.
Но далеко не каждый знает, что мобильные операторы предлагают возможность отказаться от SMS, приходящих с так называемых «коротких номеров» — как правило, четырёхзначных, которыми пользуются сторонние компании, рассылающие мобильный спам.
Все три участника «большой тройки» — МТС, Билайн и МегаФон — в пользовательском соглашении так или иначе заявляют: абонент изначально согласен на получение рекламы. И только если он специально откажется от этой услуги, её отключат.
Только кто их читает, эти соглашения? Да и разобраться в личном кабинете на сайте оператора сможет не всякий пользователь, в особенности пожилой.
Федеральный закон «О рекламе» заявляет: основным требованием к распространению рекламы по сетям электросвязи является предварительное согласие абонента на получение рекламы. Реклама признаётся распространённой без согласия абонента до тех пор, пока распространитель не докажет, что такое согласие было получено.
Другими словами, если абонент отказался от рекламных рассылок, а они всё равно приходят (что, судя по всему, не редкость), то выход один — жалоба в Роскомнадзор и Федеральную антимонопольную службу. На сайте ведомств есть контактная информация и онлайн-форма для обращений.
Важно помнить, что абонент не должен доказывать, что ему прислали спам, а наоборот, распространяющая сторона обязана привести свидетельства своей честности. И случаи, когда абонент выигрывал борьбу, нередки.
По шесть копеек за штуку
Учёные-антропологи говорят, что характер общества можно проследить по обычным помойкам. Залежи мусора расскажут неожиданно много о людях своего времени, об интересах и благосостоянии, о привычках и тайнах.
Точно таким же общественным индикатором можно считать смс-спам: в собственном телефоне современный человек обнаруживает все самые злободневные предложения, которые характеризуют если не его лично, то окружающее в целом.
И ладно бы это были предложения квартир, кредитов, билетов в театр и грузоперевозок в Китай. Особо невезучие припоминают совершенно кровожадные случаи — например, будящее среди ночи сообщение с предложением курса борьбы с бессонницей.
Но даже это мелочи в сравнении с иными образцами спама. О том, насколько опасным орудием могут стать рассылки, напомнит недавний случай с паникой среди вкладчиков популярного банка. А началось всё с SMS на номера абонентов на востоке Подмосковья — снимайте, мол, вклады, а то вот-вот банк лопнет.
В результате этих неприятностей финансовое учреждение потеряло около двух миллиардов рублей и понесло огромные репутационные убытки. Не вдаваясь в реальную подоплёку опасений, представим лишь, как это просто, когда любой — тсс! — более-менее продвинутый школьник способен устроить такую спам-атаку.
В интернете без труда можно найти программы для массовых рассылок SMS. Есть и специализированные конторы, где готовы «заспамить» даже родную бабушку. Цены — от шести копеек за одно сообщение при тираже от десяти миллионов. Цифры говорят сами за себя.
Не всё то золото…
Компания Cloudmark отмечает рост числа телефонных спам-сообщений, наблюдающийся во всём мире. Одни только британские и американские абоненты получают более 360 «мусорных» сообщений в год. Основной темой рассылок, по мнению специалистов компании, становится раздача подарочных карт крупных торговых сетей или раздача «бесплатных» новейших моделей телефонов. Как выяснилось, львиная доля таких предложений носит мошеннический характер: обычно спамеров интересуют дополнительные личные данные клюнувших на удочку.
Для спамеров напишут закон
Можно в шутку предположить, что смс-спам изрядно замучил и кого-то из чиновников высшего ранга, что привело к появлению законодательных инициатив. Член Комитета СФ по образованию и науке Руслан Гаттаров на днях выступил с законопроектом о борьбе со спамом. К обсуждению собираются приступить уже на весенней сессии Госдумы.
Депутатам предлагают зафиксировать ключевые критерии процесса, определившись, что понимать под массовостью и автоматическим характером, или, например, в каком статусе должны существовать те самые короткие номера. Заказчиков рассылки хотят обязать каждый раз заключать договор с оператором, подробно расписав все характеристики рассылки — от численности до времени передачи сообщения.
Это не первая инициатива Гаттарова в области высоких технологий. Молодой сенатор уже предлагал форсировать внедрение отечественного программного обеспечения, высказывал недовольство политикой конфиденциальности социальной сети Твиттер и предлагал проверить ещё одну американскую сеть, Фейсбук, на предмет соблюдения налогового законодательства.
Владимир КРЮЧЕВ
Психолог Алексей Макаров: «Телефонный спам — это точно такое же вторжение в личное пространство»
— Около девяноста процентов россиян не готовы к тому объ-ёму информации, который они получают ежедневно. Такое вторжение в личное пространство — а ненужные смс и есть вторжение — становится сильнейшим раздражающим фактором для их неподготовленной нервной системы. Образно говоря, в их «корзинку» непрерывно падает масса ненужных вещей, а опустошить эту «корзинку» они никак не могут.
Но если подростки спокойнее относятся к массовым рассылкам, то людям старшего возраста приходится тяжелее, они просто не выработали достаточных навыков быстрой переработки информации. Переломный момент в этой ситуации — около 35 лет.
Конечно, проще всего сказать: не обращайте на это внимания. Но понятно, что на практике такие советы помогают мало. Если вы чувствуете, что непрошеные рассылки вызывают у вас раздражение, гнев, то попытайтесь понять свои ощущения, представить эти эмоции в виде воздушных шариков и проколоть их воображаемой иглой. Эта игра, возможно, покажется вам странной, но она поможет переключить мышление, скорректировать процессы, происходящие в мозге.
С другой стороны, государству следует задуматься над тем, как отрегулировать подобный маркетинг на законодательном уровне, а рекламодателям — понять, что насильно мил не будешь.