Сергиев.ru

Революция в тихом городе. К 100-летию событий осени 1917 года

Революция в тихом городе. К 100-летию событий осени 1917 года

«Слухи эти не имеют оснований…» Первое эхо грядущих драматических событий донеслось до нашего города в сентябре 1917 года. Попытка установления в стране военной диктатуры (выступление генерала Корнилова) провалилась, после чего стоявший в Сергиевском Посаде 29-й запасной полк был расформирован как «полностью разложившийся». Часть солдат, в основном местных, распустили по домам, а остальных распределили по другим частям и перебросили на Украину.

В городе (на территории Лавры) осталась школа прапорщиков и Электрокурсы, в чьих рядах тоже не было единства мнений по политическим вопросам: солдаты поддерживали большевиков, курсанты-прапорщики – эсеров, офицеры старались сохранять нейтралитет.

После известий о падении Временного правительства курсанты Электрокурсов приняли в Посаде резолюцию о его поддержке. Городская Дума, в свою очередь, выпустила умиротворяющее заявление. Читаем: «В последние дни среди населения Сергиевского посада в связи с происходящими в столицах событиями распространились слухи, вселяющие беспокойство и тревогу. Городская Дума 29–го сего октября совместно с представителями воинских и гражданских организаций выяснила и объявляет, что слухи эти не имеют оснований. Для большей же безопасности и спокойствия населения Дума и упомянутые организации решили создать Комитет общественной безопасности, который (…) примет все меры по охране имущества и спокойствия граждан».

«Отряд офицеров и монахов» Из этого события впоследствии выросла интересная историческая легенда. Из сборника документов «Великая Октябрьская социалистическая революция в Подмосковье» (1948 г.) мы узнаем, что упомянутым выше Комитетом общественной безопасности Сергиевского посада в поддержку начальника Московского военного округа полковника Константина Рябцева (который, в свою очередь, поддерживал Временное правительство) был сформирован «отряд из 200 офицеров, студентов, гимназистов, семинаристов, монахов при наличии нескольких орудий и пулеметов».

Конечно же, это было неправдой: людей столь разных политических убеждений, как студенты, офицеры и монахи, невозможно собрать в боевой отряд даже в столь смутное время, как осень 1917-го. Да и орудия в Сергиевском посаде тогда были только учебные, ненастоящие – в школе прапорщиков. Поискав, мы нашли корни этой любопытной версии событий: ее источником оказался живший тогда в нашем городе большевик Лев Виленский. Узнав о резолюции в поддержку Временного правительства, он «немедленно обратился в Мытищинский Совет рабочих депутатов (большевистский)», для большего эффекта слегка приукрасив масштабы происходившего.

Легенда об «отряде офицеров и монахов» бытует и поныне. Некоторое время назад ко мне обратились московские реконструкторы, захотевшие воссоздать его поход Москву.  Якобы красногвардейцы остановили отряд в районе Калистово, имелись боестолкновения, и вот любознательные москвичи решили разыграть этот драматический бой… Пришлось их разочаровать.

Первый выпуск курсантов Электрокурсов, располагавшихся на территории Лавры. Фото 1919 года

Тихая смена власти В середине ноября в Сергиевском посаде прошла хорошо организованная акция по фактическому захвату власти сторонниками Советов. К счастью, все прошло относительно спокойно, без стрельбы и крови.

Вот что писал об этом в книге «Загорск» знаменитый архитектор и историк Виктор Балдин:

«В ночь на 15 ноября в Сергиев Посад прибыл небольшой отряд рабочих-красногвардейцев из подмосковного города Мытищи и подразделение солдат большевистски настроенного гарнизона из соседнего города Александрова. Легко разоружив офицеров школы прапорщиков (Электрокурсы), они заняли административную часть города, почту и телеграф и обеспечили необходимый порядок».

Сергиев Посад, ул. Московская (сейчас - проспект Красной Армии). Предположительно, 1920-е годы

После этого большевики избрали Ревком из представителей военных и местного Совета. В городе воцарилось феноменальное даже для тех времен троевластие: Революционный комитет, Совет депутатов и Городская дума, которую распустили только в феврале 1918 года.

При этом тучи постепенно сгущались и политические страсти бурлили. Например, рабочие местной типографии создали отряд Красной гвардии, который «вылавливал спрятавшихся офицеров, помогал в борьбе со спекуляцией и различными проявлениями контрреволюции».

Из-за стремительности развития событий обыватели не сразу смогли разобраться в происходящем. Первое время всё, по большому счету, оставалось по-прежнему: магазины работали, дети ходили в гимназию, поезда прибывали и убывали, колокола звонили, на Лавру (до поры) никто всерьёз не покушался.

В ноябре 1917-го власть в Сергиевском посаде сменилась без особого шума и пыли. Дальнейшая история показала, что произошедшие перемены – всерьез и надолго.

 

Алекс Рдултовский

Обратная связь