Нынешний декабрь не похож на предыдущий. Год назад в эти же дни в туристических агентствах было оживлённо, но на этот раз картина совсем иная. Наблюдается если не затишье, то отчётливый спад интереса.
О том, что зимние путешествия перестали пользоваться прежним спросом, сообщают представители как сергиевопосадских агентств, так и их коллеги из крупных городов. Люди действительно не торопятся с выбором мест отдыха, и один из главных вопросов, который задают себе представители туриндустрии, — как долго сохранится эта тенденция?
Летают реже, но дальше
Неужели любимое многими раннее бронирование билетов на перелёты, позволявшее чуть ли не вдвое сократить расходы, перестало пользоваться популярностью? Или, возможно, долгие новогодние праздники уже не ассоциируются с возможностью вырваться за пределы рутины?
В попытках объяснить нынешнее снижение активности мы обратились к представителям двух известных агентств Сергиева Посада.
"У нас ещё есть свободные вылеты, есть билеты на паром — можно поехать и в Финляндию, и в Чехию. Год назад этих предложений в наличии уже не было", — перечисляет популярные зимние направления гендиректор агентства "Круиз-СВ" Светлана Сазонова.
В целом продажи затормозились практически у всех агентств. Люди словно затаились в ожидании очередного экономического кризиса. Косвенно в пользу версии о материальной подоплёке выбора говорит и то, что, по информации из банков, люди сейчас более осторожно снимают деньги со счётов.
"Ценовая политика в этом году не позволяет туристам принимать решения так легко. С каждым годом цены возрастают примерно на тридцать процентов", — удивляет цифрами Светлана Шляпова, возглавляющая сергиевопосадское агентство "Премиум".
"Новогодний тур на двоих в не самом лучшем отеле Греции сейчас обойдётся в среднем в семьдесят тысяч рублей. И это с учётом раннего бронирования", — поясняют в "Премиуме". Но, по предположениям сотрудников компании, после Нового года операторы сделают вывод и изменят ценовую политику, которая сейчас многим представляется не вполне адекватной.
В то же время именно в этом году обозначилась любопытная тенденция: если количественно турпоток идёт на убыль, то качественно он, напротив, развивается.
Ещё недавно многие туристы из Сергиева Посада ограничивались уже ставшим привычным для многих набором направлений — Турция, Египет, Таиланд. Сегодня эту тройку всё увереннее теснят Индия, Объединённые Арабские Эмираты и страны Карибского бассейна.
О смене настроений говорит и такой факт: на глазах трансформировалось разговорное понятие как "поехать на юга". Сегодня под "югами" всё чаще понимаются не Сочи-Геленджик или турецкий берег, а Индия, те же Эмираты или даже африканские Кения, Танзания.
Но и Турцию со счетов не списывают, особенно зимнюю. Поездки в холодное время года по-прежнему остаются довольно доступными, чего с недавних пор уже не скажешь о летнем отдыхе в этом же регионе.
По данным агентства "Премиум", в новогодние праздники популярным становятся морские круизы по балтийским странам. Неделя на борту на двоих с доплатами за хорошие каюты и экскурсионные программы обойдётся даже дороже Греции — за удовольствие придётся выложить 81 тысячу. Как правило, наибольшим спросом такие туры пользуются среди людей старшего поколения.
Спрос на комфорт
Похоже, если сергиевопосадский турист в такой ситуации готов переплачивать за что-то ещё, то только за комфорт. По мнению наших собеседников, сейчас в ходу более удобные туры без долгих пересадок и изнуряющих переездов. Автобусные туры, например, как жанр постепенно сходят на нет.
Несколько лет назад турпоток рос по естественным причинам: всё больше людей оформляли заграничные паспорта и, следовательно, чаще покупали туры. "На сегодняшний день почти все, кто хотел оформить загранпаспорта, сделали это", — пояснили нам. Таким образом потенциальный поток туристов достиг потолка — больше путешественников, чем сегодня, вряд ли уже появится, а если прирост случится, то не слишком сильный.
При этом не до конца освоенной кажется ниша внутрироссийского туризма. Довольно заметная часть обратившихся интересуется как раз поездками по стране. "Пансионаты и санатории по-прежнему любимы, а в Новый год актуальность таких предложений только увеличивается", — поясняет Светлана Сазонова. Многим элементарно не хочется брать на себя заботы по приготовлению праздничного стола и все прочие хлопоты, неизбежно связанные с праздником. В такой ситуации поездка в загородный дом отдыха кажется решением хотя бы части проблем.
Из "непансионатных" направлений лидируют Санкт-Петербург и Казань. В этих городах всегда есть что посмотреть. Можно предположить, что в Питер едут увидеть знакомые места, а в Казань – наоборот, встретиться с чем-то новым. В любом случае, Казань в очередной раз оказалась на слуху после Универсиады, прошедшей летом этого года, и это только играет на руку организаторам путешествий.
И ещё. Мы часто слышим о том, что наши соотечественники редко верят предупреждениям об опасности в различных неспокойных регионах и с готовностью приобретают рискованные туры, порой заметно упавшие в цене. Судя по словам наших собеседников, ситуация в Посаде иная. На фоне сообщений о беспорядках в Киеве почти каждый, кто купил туры в этот город, поспешил от них отказаться. Не убедили их даже ссылки на "зелёный свет" от Ростуризма и МИДа.
Сделай сам
По-прежнему пользуются спросом горнолыжные туры. При этом такие поездки не всегда привязаны к праздничной дате: Новый год можно встретить и дома, и только после этого, уже через несколько дней, выбраться на курорт.
Такое поведение в большой степени типично и для студентов, у которых зимние каникулы начинаются в январе. Сегодня гораздо больше молодых людей могут позволить себе выбраться на отдых самостоятельно, на машинах, компанией.
Полагаться только на себя в организации поездки стали многие — бронирование билетов и гостиниц сегодня доступно как никогда за всю историю массовой туриндустрии. Найти подходящее жильё на время поездки может практически любой. Точно так же обстоят дела с покупкой билетов на самолёт — подписавшись на рассылки авиакомпаний и билетных касс, можно сэкономить ещё больше. И к тому же, у многих в паспорте имеется открытая Шенгенская виза, что упрощает и без того несложную процедуру выезда.
Но сказать, что агентства на таком фоне растеряли своих клиентов, нельзя. Люди по-прежнему ищут и бронируют туры через компании-посредники. Кто-то делает это по привычке, кто-то рассчитывает на скидку, и зачастую оправданно. Кстати, один из типичных стереотипов, распространённых среди путешественников, — самостоятельный тур всегда окажется дешевле, чем заказанный в агентстве.
Мир стал другим
"За минувшие несколько лет в туризме произошли большие изменения", — комментирует ситуацию директор компании "Круиз-СВ". Людям, по её наблюдениям, сейчас проще сняться с места и спрятаться от холода в одном из тёплых уголков планеты, когда такая потребность возникает.
И напоследок наблюдение, которое можно воспринимать и как шутку, и как вполне серьёзное заявление. "На выбор клиента могут повлиять самые разные вещи. Например, снег, — неожиданно говорит Светлана Сазонова. — Как показывает практика, в бесснежные зимы люди очень долго раскачиваются. Но стоит появиться первым сугробам, как мы замечаем резкий рост спроса. Видимо, без снега ощущение необходимости перемен не происходит".
Владимир КРЮЧЕВ