«Это художка, но не совсем», — примерно так представляют студию «Волшебная шляпа» из Реммаша, если времени мало, а объяснить надо понятно. Понятнее, как правило, не становится.
В Сергиевом Посаде и округе много хороших художественных школ, но муж и жена, педагоги Мария и Дмитрий Орловы придумали самую, пожалуй, нетипичную и встроили её в системное госучреждение, Дом культуры «Горизонт» в Реммаше.
Занимаются они там важными вещами. Учат взрослых и детей рисунку. Делают огромные, выше человеческого роста куклы и очень человечные кукольные спектакли. Огромные драконы летают над головами на праздниках, а марионетки почти нарушают законы гравитации. «Шляпники» показывают, что спектакль с ширмой — это не обязательно детское представление, и не боятся показаться смешными и странными там, где другие тянутся по струнке.
Скорость Маша с Димой набрали моментально. Только-только заявив о себе в Реммаше, выставились в музее-заповеднике, на самой желанной сергиевопосадской площадке, куда именитые коллеги чуть ли не занимают очередь. Потом их позвали на театральный фестиваль «У Троицы». А сколько человек они сделали счастливыми — не сосчитать.
— Какие три вещи или явления лучше всего расскажут о вас?
— Выставка «Кукольная кухня» в «Конном дворе», где мы показали, как работает мастерская, как мы делаем эскизы, как по ним создаём куклы. Вторая — «Легенды и мифы Древнего Шаммера», она была важной для нашего посёлка (Реммаш — Шаммер, если читать наоборот, с его историями, условностями и топонимами стал «почвой» выставки — ред.) И наш первый кукольный спектакль «Сказки дядюшки Римуса», мы показывали его везде и бесплатно, и сейчас пополняем новыми сценами.
— Вы работаете в государственном учреждении. Чем это мешает и чем помогает?
— Мы с руководством Дома культуры доверяем друг другу. Нам разрешают всё, а иногда даже просят что-то такое придумать. Мы хотели свою «Этажерку» (экспериментальный спектакль с эмоциями, но без сюжета — ред.) провести незаметно, для своих, но оказалось, что они её широко проанонсировали. В «Горизонте» знают, если даже мы делаем что-то странное и непонятное, то вряд ли чем-то навредим репутации ДК. Там сейчас достаточно молодой коллектив, и во многих вещах мы понимаем друг друга. А если мы бы открыли свою студию, то пришлось бы вести свою бухгалтерию, полностью погрузиться в отчёты, а это совсем не наше.
— Вы как-то говорили, что детское творчество это вовсе не слабая копия взрослого...
— Как-то в «Конном дворе» была выставка Марка Маргулиса, создателя известной студии «Колор» при Московском зоопарке. Его работы висели вместе с работами учеников, и эта выставка укрепила нас в желании сделать подобное. Она научила нас не умиляться тому, что детки рисуют, а воспринимать их работы как самостоятельное искусство, заслуживающее такого же внимания, как и взрослое.
— Об аниме хочется спросить. Вы его любите, а кто-то через суд запрещает как пропаганду суицида.
— Аниме неоднозначная вещь. Не всё предназначено для детей, и та же «Тетрадь смерти» — взрослый сериал, а запрет стал для него лучшей рекламой. Теперь все же захотят погуглить его. Интересно, что учеников начинают рисовать лучше в тот момент, когда они начинают увлекаться аниме. Или наоборот — творческих людей цепляет этот жанр. Так или иначе это идёт рядом, но не значит, что если ребёнок начал рисовать большеглазиков, то будет это делать всю жизнь. Просто постоянное рисование и копирование очень здорово ставит руку.
— Выставка «Легенды и мифы Древнего Шаммера» это же по сути вселенная Реммаша, со своей придуманной флорой и фауной, героями, историями и даже рецептами, и всё на основе реального посёлка. Для чего?
— Мы недавно смотрели интервью режиссёра-аниматора Шванкмайера, и он приводил примеры кунсткамер старины. Это же не просто собрание анатомических курьёзов, как мы привыкли, а коллекции диковинок разных, предметов магического мира. Сейчас, говорит он, мы живём в реализме, но есть и другой мир. И вот у себя в Чехии он собирает в каком-то сарае эти предметы, которые напоминают о магическом мире, и мы тоже верим, что мир можно видеть по-другому, шагнуть в другое восприятие. Мир фантазии — взгляд в другую реальность.
«Шляпа» из Реммаша — кто вы?
Маша из Королёва, Дима из Реммаша, познакомились в университете — педагогическом имени Крупской, в Перловской. Тусили, говорят, в одних студенческих хиппи-тусовках, на одних кухнях пели песни, жили в одной общаге. Оба же потом преподавали в школах.
Диму в детстве увлекала музыка. Однажды он услышал из-за закрытой двери в подъезде рок-н-ролл и стал срочно думать, что это такое, где это взять и как воспроизводить. Тётя подарила магнитофон и набор кассет Валерия Меладзе, но подросток предпочитал репертуар легендарной палатки с кассетами на рынке в Сергиевом Посаде, где продавалась рок-музыка. Два фильма повлияли него: «Аризонская мечта» Кустурицы, которой он увидел на «Культуре», но ещё сильнее — «Сталкер» Тарковского.
У Маши мама и бабушка — учителя, а папа физик-теоретик в институте им. Капицы, изучает поведение частиц в низких температурах. Она видела, как сильно родители любят свою работу, и свою профессию видела где-то между живописью и преподаванием, хотела повторить путь мамы и бабушки. Так и сложилось. В школе её увлекал театр: она и играла, и стояла за ширмой, и придумывала спектакли.