Сергиев.ru

Лицо на экране и голос за кадром

Лицо на экране и голос за кадром

Наш земляк, киноактёр и заслуженный артист РСФСР Алексей Васильевич САФОНОВ за свою жизнь снялся почти в полусотне фильмов. Вот лишь наиболее известные из них: «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Анискин и Фантомас», «Мёртвые души», «Семнадцать мгновений весны». Его голосом разговаривали герои десятков зарубежных фильмов — от киноклассики «Унесённые ветром» до «Пятого элемента», «Крепкого орешка» и «Эйс Вентуры». Его работу в качестве режиссёра озвучания на НТВ зрители могли слышать в течение многих лет. На этой неделе Алексею Васильевичу исполнилось семьдесят пять, и мы хотели бы вспомнить некоторые эпизоды его биографии.

Первые горизонты

Наш герой родился в Загорске незадолго до войны, в 1938 году. Детство прошло возле Конного двора и Лавры: семья жила на Большой Кукуевской улице (ныне 1-й Ударной Армии). Родители, инженерные работники ЗОМЗа, были людьми скорее технического склада. Но в семье был как минимум один очень творческий человек: родной брат отца, Пётр Григорьевич Сафонов, работал актёром в Московском областном театре, который много раз приезжал со спектаклями в Загорск. Алексей часто торчал за кулисами и очень заинтересовался актёрским делом. Поэтому желание поступать во ВГИК после окончания школы можно назвать закономерным.

После трёх туров Алексей Сафонов был зачислен на актёрский факультет, в мастерскую Ольги Ивановны Пыжовой. Учился вместе с будущей народной артисткой Тамарой Сёминой, Романом Хомятовым, Натальей Кустинской.

В 1961 году, на четвёртом курсе, Алексей впервые снялся в настоящем, не учебном кино: на главную роль в фильме «Горизонт» его пригласил знаменитый тогда режиссёр, дважды лауреат Сталинской премии Иосиф Хейфец. Работа могла стать «визитной карточкой» Сафонова, но этого не случилось. В первоначальном варианте сценария его герой, приехавший на целину, уезжал оттуда, не чувствуя себя нужным в результате цепи событий и драматического конфликта. Фильм был закончен, однако начальство, отсмотрев картину, сочло главного героя дезертиром трудового фронта и велело переснимать почти всё. Сильно изменённый фильм в итоге хотя и приняли в прокат, но он прошёл скромно и не снискал больших лавров.

В режиме радиоспектакля

Через год, сразу после окончания ВГИКа, Алексея зачислили в штат киностудии им. Горького. Актёры не всегда были заняты в съёмках, некоторым предлагали участвовать в озвучивании зарубежных фильмов, что тоже было по-своему престижно: брали не всех. В то время, в отличие от сегодняшнего дня, такая работа не представляла собой скоростного конвейера. Всё делалось более-менее размеренно и не спеша: перед началом работы всех претендентов собирали в зале для просмотра картины с оригинальной звуковой дорожкой, потом артисты проходили пробы, дублируя небольшой кусок фильма. На работу с каждым персонажем претендовали три-четыре человека.

Озвучивание в то время проходило «в режиме радиоспектакля», то есть все актёры стояли с микрофонами, видя, что происходит на экране и слыша друг друга. Полное дублирование — процесс сложный и кропотливый. Впоследствии, с появлением компьютеров, технология изменилась: теперь один актёр может сидеть в студии, проговаривая только реплики своего героя из нарезанных кусков фильма и не слыша других коллег (которые могут прийти на запись вообще в другой день). Работа в каком-то смысле стала трудней: скажем, видя в тексте слова «половина восьмого», актёр должен догадаться, что его героя спросили «Сколько времени?» и ответить с соответствующей интонацией.

Скорость озвучивания фильма при этом выросла в разы: для телевидения их готовится очень много. Актёры, на износ работающие в студиях с утра до ночи, рассказывают про себя такой анекдот. Жена-актриса приходит с работы, садится в кресло, долго смотрит перед собой и ничего не говорит. Наконец, муж не выдерживает и спрашивает: «Почему ты молчишь?» Та отвечает: «А что говорить? Текста ведь нет».

Мгновения и роли

В 1973 году Алексею Сафонову предложили роль, которая сделала его знаменитым. По иронии судьбы фильм «Семнадцать мгновений весны» стал в его карьере семнадцатым. В картине он должен был сыграть штурмбанфюрера СС Рольфа, ведшего дело русской радистки Кэт со стороны гестапо (со стороны разведки в нём участвовал Штирлиц). Начав проводить допрос с пристрастием, выведенный из себя Рольф угрожал Кэт жизнью и благополучием младенца, приказав положить ребёнка возле открытого на морозе окна. Однако провести допрос до конца не удалось — Гельмут, приставленный охранять Кэт, расстрелял эсэсовцев.

Когда режиссёр картины Татьяна Михайловна Лиознова предложила Алексею эту работу, вначале он сомневался. В Советском Союзе актёрское амплуа отрицательного персонажа могло прилипнуть навсегда и сильно осложнить жизнь. Но материал был очень интересным, впервые фашистов показали не идиотами, а настоящими серьёзными противниками. Подумав, он решился.

Сейчас сложно сказать, насколько правильно тогда поступил. С одной стороны, он сыграл заметную, запомнившуюся зрителям роль в великой картине. С другой —опасения касательно «специализации» на отрицательных ролях полностью оправдались. Был почти анекдотичный случай, когда Алексея пригласили на главную роль в фильме, снимавшемся на киностудии им. Довженко в Киеве. Однако когда в комитете Гостелерадио узнали, что члена партии будет играть Сафонов (недавний «фашист»), его не утвердили.

Впрочем, и отрицательных персонажей в советских фильмах хватало. Алексею Сафонову нередко приходилось играть преступников, иностранцев или разного рода сомнительных личностей. Одной из таких работ в фильме «Мёртвые души» (1984 г.) стала роль прокурора, о котором, как известно, Собакевич говорил Чичикову: «Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор, да и тот, если сказать правду, свинья». Его партнёрами по картине стали Александр Калягин, Юрий Богатырёв, Лариса Удовиченко, Вячеслав Невинный, Инна Чурикова и другие.

Отдельной страницей творчества Алексея Сафонова можно считать фильм Юрия Кары «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (1989 г.) по мотивам романа Фазиля Искандера «Сандро из Чегема». «Отца народов» играл Алексей Петренко, Берию — Валентин Гафт, Калинина — Евгений Евстигнеев. Алексей Сафонов исполнил роль одного из главных персонажей — принимающего высоких гостей «хозяина Абхазии» Нестора Лакобы.

В самой драматической сцене он (по сценарию — прекрасный стрелок) по просьбе Берии стреляет из «маузера» по куриному яйцу, поставленному на макушку повара. Меня всегда интересовало, как в кино исполняется этот трюк. Оказывается, яйцо устанавливается на специальную подставку и «взрывается» разрядом тока. Основное действие фильма происходит в огромном зале дворца в Сухуми — и, как ни странно, всё это снималось в студии «Мосфильма», где установка подобных масштабных декораций вполне возможна.

Новые времена

В начале 1990-х годов актёрский штат киностудии им. Горького фактически разрушился. Актёры отправились в «свободное плавание», каждому предоставили выживать, как сможет. Алексея Сафонова очень выручила его вторая специализация: в страну хлынул огромный поток зарубежных фильмов и сериалов, которые надо было озвучивать. В Москве появились десятки новых студий. Вначале он работал больше как артист, затем стал режиссёром закадрового озвучания. При этом Алексей Васильевич периодически участвовал в съёмках как фильмов («Под знаком Скорпиона», «Слуга Государев»), так и сериалов («Мачеха», «Туман рассеивается», «Доярка из Хацапетовки»).

В 1991 году Алексею Сафонову присвоили звание заслуженного артиста РСФСР. Награду получил вместе с основателем сергиевопосадского «Театрального Ковчега» Станиславом Георгиевичем Кореневым, с которым много лет дружил.

Сейчас Алексей Васильевич на пенсии, но работу полностью не оставляет. Живёт в основном в Москве, но часто бывает в Сергиевом Посаде, где у него много родственников и свой дом.

Александр ГИРЛИН

Обратная связь