Если в 2019 году в Сергиево-Посадском городском округе заразилось 46 человек, то в 2020-м этот показатель увеличился до 50. Растёт и смертность. При нормальном годовом показателе для нашего муниципалитета 2-3 человека, в 2020-м было врачами тубдиспансера зафиксировано 4 летальных исхода от палочки Коха. Повышается число больных тяжёлыми и поздно выявленными формами. По этому показателю наш округ занимает последнее место в областном рейтинге. В связи с этим в редакцию обратился заведующий Сергиево-Посадским противотуберкулёзным диспансером Николай ТРОШИН, который призвал земляков прислушиваться к собственному здоровью.
— Каков портрет современного больного туберкулёзом? Это в большей степен и маргинал или обычный человек, которому просто не повезло?
— Несомненно, наркоманы, алкоголики и лица без определённого места жительства составляют социальный портрет больных туберкулёзом. Большинство наших пациентов действительно не работают, по крайней мере, официально. Но я могу вас заверить, что заражаются и представители более социализированных слоёв населения с нормальной работой.
— Вы можете связать рост заболеваемости с ростом числа КТ-исследований и ковид-диагностики?
— Причина, на мой взгляд, немного другая. Есть контингент, который никогда не обращается за медицинской помощью. Этот пласт нынешняя пандемия заставила дойти до врачей. У нас есть профессии, которые раз в год обязаны проходить медобследование: учителя, медработники, работники торговли. У них, как правило, если что-то выявляется, то на раннем этапе. А взять некоторые другие профессии плюс пенсионеров и неработающих. Вот, представьте себе, нужно идти к терапевту, записываться на флюорографию и прийти за результатом — пусть небольшой, но квест. А при отсутствии нужного количества терапевтов на участках — квест крайне сложный.
— Напомните о первых симптомах. Когда нужно срочно бежать и обследоваться?
— Лучшее лечение — это профилактика. Нынешние рентген-аппараты и флюорографы не такие опасные, как раньше. То есть особого вреда для здоровья обследование не представляет. Если же говорить о симптомах: № 1 — кашель. Если человек кашляет месяц, пьёт таблетки, а ему не помогает — необходимо проходить лучевое обследование. Ночной пот, слабость — тоже повод пройти обследование. Помните, что лечение довольно длительное. Чем раньше выявим, тем меньше придётся лечиться.
— О каких сроках лечения может идти речь?
— Даже «малые» формы лечатся около полугода. Наиболее активная фаза — первые два месяца. После необходимы разовые приёмы таблеток. Запущенные формы лечатся дольше. Большая полость в лёгких, скорее всего, не зарастёт. Помимо медикаментозного, лечение будет оперативное: часть лёгкого будет удаляться. На терминальных этапах можно лечиться 2 года, и всё равно не вылечиться. Помните, что если лёгкие развалятся, мы их не восстановим. Таким пациентам может быть показана пересадка лёгких, которая практикуется у нас в стране не очень широко. Поэтому такие больные переходят в хроническую форму.
— Сложно ли отличить пневмонию от туберкулёза?
— Пневмония у пациента развивается быстро, туберкулёз медленно. С одной стороны, это плохо. С другой — хорошо. Симптом, о котором говорится в классической литературе, — истощение, — встречаются крайне редко. В основном их можно увидеть на судмедэкспертизе. Врачи-патологоанатомы диагностируют туберкулёз случайно, когда он явился причиной смерти. Не далее как 3 месяца назад такой пациент был найден в Хотькове возле теплотрассы. Но был и другой случай: пациент с сахарным диабетом был отправлен на обследование к нам, но не дошёл. Принудительно мы заставить лечиться не можем. Диагноз стоял «деструктивная пневмония». Туберкулёз ему также был поставлен в морге.
— Насколько этот человек был опасен для окружающих?
— Безусловно, он был потенциально опасен для членов своей семьи, для соседей по лестничной площадке, для жителей этажей ниже, площадки, где он гуляет с собакой, коллег и пассажиров общественного транспорта, в котором он ездил.
— Каков шанс всё же вылечиться от туберкулёза в 21 веке?
— На 99 % пациенты вылечиваются. В Подмосковье есть 3 клиники: № 1 в Мытищах, № 2 в Алёшне и № 3 в Сукманихе. Все эти заведения оснащены по последнему слову техники: КТ, бронхоскопия, УЗИ, современные методы хирургии.
— Сильно ли отличается по данному профилю нынешняя терапия и хирургия от советской?
— В советское время современных лекарственных препаратов не было от слова совсем. Ни линезолида, ни бедаквилина, ни прочих препаратов, которые мы сейчас используем. Точно так же, как не было лапароскопической торакальной хирургии, когда не надо разрезать грудную клетку от грудины до позвоночника, а делаются три отверстия, через которые проводятся манипуляции. Кроме того, появилась методика клапанной бронхоблокации, когда через бронхоскоп вводится клапан, через который выкачивается воздух. Наш самый большой бич не отсутствие методов лечения, а низкий уровень сознательности населения.
— Можно ли сказать, что пока работает советская прививочная кампания против туберкулёза?
— За счёт БЦЖ у нас вообще нет костного туберкулёза. К примеру, мы вообще не видим на улицах горбатых людей, а раньше их было достаточно и были целые специализированные больницы. В частности, у Корнея Чуковского дочь погибла от этой болезни. Сейчас этого почти нет. Если ребёнок заболевает, инфекция не рассеивается по всему организму, а локализуется во внутригрудных лимфоузлах.
— Много ли сейчас БЦЖантипрививочников?
— История нас рассудит и расставит всё по местам. В Италии эксперименты с корью были, и заболеваемость резко возросла после отказа от прививки. К счастью, таких людей довольно небольшой процент. Вообще, не думаю, что есть смысл отказываться от прививки на третий день жизни, если для этого нет прямых противопоказаний.
— Как ещё можно обезопасить себя и близких от этого всего?
— Самый простой метод и самый действенный: проявлять социальную бдительность и предлагать кашляющим соседям пройти обследование. Не слишком послушают, но сказать лучше, чем промолчать. Плюс необходим режим труда и отдыха: трудно, конечно, когда людям надо сводить концы с концами, но в выходные лучше полноценно разгружаться от дел, потому что из-за стресса иммунитет проседает. Ну и, если понимаете, что что-то идёт не так, идите на диагностику: в понедельник-среду-пятницу, совершенно бесплатно, на новом рентгеновском аппарате, у нас, на улице Кирова в Сергиевом Посаде, можно сделать снимок, имея на руках паспорт, страховой полис и СНИЛС. Есть и другой метод диагностики — диаскинтест называется. По тем же дням. Тоже бесплатно. С точностью на 90 % вам скажут, есть какие-то изменения в ваших лёгких или нет.
Беседовал Сергей Рунько
Фото Сергея Семенькова