Сергиев.ru

Хобби. Сергей Сапронов: «Возвращаю экспонаты на родину»

Хобби. Сергей Сапронов: «Возвращаю экспонаты на родину»

28 июня 2013

- Посмотрите, какая лошадка! – соучредитель ООО «Русско-Американская Торговая Компания» и гендиректор ООО «Русский проект» Сергей Сапронов осторожно ставит перед собой фарфорового жеребёнка. – Она появилась в нашем доме, когда я был в годовалом возрасте – родители купили эту фигурку мне в подарок. И все годы эта лошадка была со мной. Заметьте, она не разбилась, её краски не истёрлись. Через десятки лет я посмотрел на эту фигурку другими глазами… С неё и началась моя коллекция.

Листаем увесистый каталог «Советский фарфор 1930-1980» и на странице 183 находим фотографию этого самого жеребёнка. Скульптурка, бесхитростно приобретённая в советском магазине 55 лет назад за копейки, теперь обнаруживается в официальном перечне работ Гжельского фарфорового завода.

- Фарфоровых заводов в России много, но среди них выделяются Ломоносовсий, Ленинградский опытный, Ликино-Дулёвский, Конаковский, Гжельский, в Вербилках, в Новгороде – это наиболее интересные производства. Есть коллекционеры, которые собирают фигурки одного завода. Есть и такие, которые собирают, например, скульптурные изображения птиц или животных. Есть коллекционеры бюстов Ленина или ваз… Я для себя жёстких рамок не ставлю и собираю фигурки, которые мне просто нравятся.

На столе один за другим появляются отголоски советской эпохи, запечатлённые в пластичном хрупком материале. Многие из них без всяких кавычек можно назвать настоящими произведениями искусства несмотря на то, что рядом с заводским клеймом указана пустячная отпускная цена.

- Вот, пожалуйста, шедевр: советский мальчик на лыжах. В фигурке столько чувства, что невольно ощущаешь: за этим мальчиком вся огромная страна. Вот как создан образ советского мальчика!

А это – ещё один, я считаю, шедевр: Филиппок (в нашем городе эта работа фарфоровых дел мастеров стала прототипом скульптуры, установленной около школы № 18 на Ферме – Ред.). Согласитесь, потрясающие фигурки!

Есть в среде коллекционеров и настоящие легенды, например, хоровод девушек под названием «Аленький цветочек», «Кавказский танец» или одна из трёх «Алёнушек». Несмотря на заоблачную цену, найти их невероятно сложно. «Аленький цветочек» давно в раритетах из-за удивительной тонкости работы и малого количества сохранившихся экземпляров. «Кавказский танец» выпускался всего один год – это довоенная фигурка.

А вот с «Алёнушкой» история гораздо интереснее. Существуют три скульптуры той самой Алёнушки, которую мы все видели на картине Васнецова. Форма заготовки у них абсолютно одинаковая, а роспись разная. Две Алёнушки представляют собой среднерусскую красавицу, а вот третья делалась на экспорт и была расписана в ярких красках с восточным уклоном. Именно этот экземпляр является чем-то вроде «Синего Маврикия» для филателистов или «Двойного орла» для нумизматов: деньги безумные и редкость невероятная.

Если вы заинтересуетесь этой темой и поищете информацию, то узнаете, что некоторые фигуры могут стоить даже 240 тысяч рублей, но, и это не предел. Я, кстати, очень трезво отношусь к таким вещам и не готов терять голову, если мне вдруг попадётся одна из легендарных фигур. («И что вы будете делать, если «Аленький цветочек» встретите?» - «Как что? Мучиться!»)

Нюанс

Вот скульптура – украинская пара, парубок и дивчина. Их у меня две. Вы спросите – зачем мне две одинаковых фигуры? Отвечаю: не смог устоять на блошином рынке в Хельсинки, когда увидел там этих «Влюблённых». Здесь, в России, я купил её, кстати, в два раза дороже, чем в Финляндии. Год производства у них одинаковый, цена проштампована одинаковая – 7 рублей 50 копеек.

Если представляется возможность, покупаю дубли, чтобы потом поменяться с каким-нибудь коллекционером. Кстати, за границей в антикварных лавках часто встречаешь советский фарфор: в эпоху Советов заводы поставляли свою продукцию и за рубеж. С удовольствием привожу из поездок такие экспонаты для своей коллекции – можно сказать, возвращаю их на родину.

История вопроса

Это уже не первая моя коллекция. Первым своим собранием я считаю коллекцию советских юбилейных рублей. Конечно, этим я занимался в детстве – собирать рубли начал в третьем или четвёртом классе. Собрал все монеты, какие тогда выпускались, и всё закончилось: наверное, во мне нет страсти нумизмата. У меня и сейчас эта коллекция хранится в бархатных коробочках…

Наверное, сейчас это собрание рублей стоит немалых денег. Но знаете, если мне предложат его продать, я не сделаю этого: не вижу никакого смысла менять историю на нынешние дензнаки.

Понимаете, коллекцию нельзя рассматривать как инвестиции. Это нельзя измерить деньгами, это нельзя считать капиталом. Если ты в это влюбился, то о деньгах речи просто не идёт.

Ольга Канатникова, текст и фото

Сергей Сапронов: «Всё делаю сам – сажаю, поливаю, кошу»

Обратная связь